«Мексиканская» и »турецкая» схемы предполагают, что власти создают специальный фонд развития туризма, а инвесторы будут вкладывать в него деньги под госгарантии. Таким образом планируется собрать половину средств. Еще 20% средств частные инвесторы вложат напрямую, а остальное можно будет привлечь за счет кредитов.
Деньги, аккумулированные в фонде, будут направляться компаниям, созданным под каждый отдельный проект. После реализации коммерческих проектов его доли предложат новым покупателям или тем же инвесторам.
По словам А.Невского, предложение было представлено на заседании правительственной комиссии по развитию СевероКавказского федерального округа в Грозном 19 июня этого года. Также его обсудили на совещании у вице-премьера Александра Хлопонина, после чего премьер Дмитрий Медведев дал поручение проработать эту инициативу.
Привлечение инвестиций по схеме, опробованной в Мексике, станет своеобразной госгарантией и привлечет иностранных инвесторов, отмечают эксперты. «Идея создания фонда для общего комплексного развития территорий, лучше действующей схемы, когда инвестор сильно зависит от инфраструктуры и при этом не контролирует ее строительство», - считает Андрей Малков, заместитель главы отдела рынков капитала, Accent Real Estate Investment Managers. При этом государство тоже должно инвестировать часть средств в фонд, как первый инвестор добавляет эксперт.
«Для бизнеса в СКФО, да и в других регионах России, получить госгарантии на сумму в 30% - 50% от общего объема прямых долгосрочных инвестиций в рамках государственно-частного партнерства является, в общем-то, распространенным требованием к финансовым и экономическим властям», - говорит, в свою очередь, Александр Осин, главный экономист УК «Финам Менеджмент». Однако по условиям контракта в СКФО государство и так гарантирует инвесторам возвращение средств в случае форс-мажорных обстоятельств, налоговые льготы.
Что касается возможных рисков, связанных с безопасностью, то они оправданы. «Рост нашей экономики гарантирует высокую доходность для инвестора, для которого так же важно соотносить данную доходность с сопутствующими рисками. Поэтому государству достаточно только работать над рисками, с которыми могут столкнуться инвесторы при реализаций проектов на Кавказе. Безопасность – пожалуй, единственный особенный (отличный от России в целом) риск, который оказывает кратное влияние», - говорит г-н Малков. Причем риск связан как с потерей самого актива, так и с падением потребительского спроса на него.
По оценкам «Финам Менеджмент», за 2011г. Северокавказский федеральный округ привлек $68,6 иностранных инвестиций на душу населения и $17,7 прямых иностранных инвестиций на душу населения.
«Процесс привлечения инвесторов в СКФО планомерно развивается, но, на данный момент без существенных конструктивных “прорывов” для широкой экономики Северного Кавказа», - считает г-н Осин, добавляя, что рассчитывать стоит на инвестиции в реальном секторе и выравнивание показателей приемлемой доходности вложений и их возможного инвестиционного оценочного риска. «Небольшой объем Северокавказской экономики позволяет существенно наращивать объемы ВРП и инвестиций региона при относительно небольших вложениях федерального бюджета», - анализирует А.Осин.
По мнению Ольги Широковой, директора департамента консалтинга, аналитики и исследований компании Blackwood, даже с госгарантиями привлечь частные инвестиции будет не просто. «Инфраструктуру здесь очевидно построят, и возможно какие-то объекты туризма тоже - здесь вопрос не рыночной эффективности, а скорее политической воли. Но вот туристов одной только этой волей не привлечешь. А вот в сложившиеся курорты туристы продолжают активно ездить, например в КМВ (Минеральные воды), но как раз там пока с госинвестициями не очень», - отмечает эксперт.
Отметим, что на юге России под управлением КСК к 2020 г. должны быть построены шесть горнолыжных курортов в Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Адыгее, Карачаево-Черкесии, Дагестане, Ингушетии и пляжный курорт на Каспии. Ожидается, что в год туристический кластер будет принимать порядка 5–10 млн отдыхающих.
В реализации проекта участвует ряд иностранных инвесторов, среди которых корейская Korea Electric Power Corporation, китайские Dalian Wanda и China Oceanwide, французский госбанк Caisse des Depots et Consignations. Общая сумма контрактов составила 16 млрд евро.