Рынок вместо супермаркета. Почему нет?

Несмотря на то, что число продовольственных рынков последние 15 лет неуклонно сокращается, традиция покупать продукты на них не исчезла. Более того, можно сказать, что их популярность возвращается. Возникает вопрос: сможет ли продовольственный рынок современного формата успешно соседствовать с профессиональным торговым центром или стать его полноценным якорным арендатором, заменив собой супермаркет? На поставленный вопрос попыталась найти ответ компания Knight Frank.
3268
Автор: Юлия Соколова
Среди основных причин востребованности продовольственных рынков – все повышающееся внимание населения к здоровому образу жизни и правильному питанию. Еще одной причиной успеха «торговли с прилавка» можно считать нетипичный для супермаркета или гипермаркета элемент «шоу» и общения: необычная выкладка товара, его изобилие, яркое оформление прилавка, возможность попробовать продукты, поторговаться. В некоторых случаях на рынке покупателю могут даже приготовить выбранные продукты в его присутствии.

Современные рынки, которые могут иметь несколько названий, – экорынок, экобазар, фермерский рынок, фреш-маркет – это относительно новый формат для России. От традиционных базаров и ярмарок их отличает более высокий уровень сервиса, качественное хранение товаров, соблюдение всех санитарных норм и комфортная обстановка, присущая сетевым супермаркетам с хорошей репутацией.

Современные продовольственные рынки, как правило, отличаются от рынков старого образца организацией бизнеса. Возможны следующие варианты:
• управляющая компания торгового центра создает и управляет рынком собственными силами;
• площадь ТЦ, отведенная под рынок, полностью сдается в аренду компании, которая, в свою очередь, налаживает поиск, привлечение субарендаторов и подписание договоров;
• гибридная форма: часть площадей сдается в аренду, а часть находится под собственным управлением.

Необходимо отметить, что в случае размещения экобазара в качестве якорного арендатора торгового центра к управлению им будут предъявляться определенные требования:
• соблюдение чистоты в торговом зале и эффективные системы вентиляции и кондиционирования;
• обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, а также свое­временного лабораторного контроля;
• использование в торговых и складских помещениях технологичного оборудования, гарантирующего оптимальные условия обработки и хранения (холодильные и морозильные камеры, хлебопекарное, мясоперерабатывающее, упаковочное, барное оборудование, кассовые аппараты и т. д.);
• на рынке действуют особые правила мерчендайзинга, о соблюдении которых должна позаботиться управляющая компания. В частности, необходимо выделять и грамотно чередовать зоны с различными группами товаров, избегая нежелательного «соседства» продуктов; правильно размещать аквариумы с живой рыбой; регламентировать выкладку товара, размещение логотипов производителей, рекламных материалов; разработать концепцию оформления прилавков, торгового зала и т. д.;
• ширина проходов между прилавками должна быть достаточной для комфортного передвижения по ним с тележкой;
• система безопасности должна предусматривать пропускную систему для работников рынка, единую униформу, гардероб и т. п.;
• важно организовать зону отгрузки товаров, согласовать время доставки и определить оптимальную площадь складских помещений.

Таким образом, можно сказать, что фермерский рынок в торговом центре при достаточных усилиях управляющей компании или собственника может стать не только безобидным соседом, но и мощным продуктовым «якорем», который способен создать конкуренцию всем форматам продовольственной розницы в зоне охвата ТЦ.

Преимуществом размещения рынка в составе ТЦ, о котором нельзя не упомянуть, является повышенный арендный доход девелопера. Один рыночный прилавок площадью 15 кв. м может принести около $ 45 тыс. арендных поступлений в год, что в пересчете на квадратный метр составит $ 3 тыс./кв. м в год (включая НДС и операционные расходы). Это даже с учетом потери площади на проходы между торговыми рядами в два-два с половиной раза выше, чем арендная ставка для типичного продуктового супермаркета ($ 250–500/кв. м в год без учета операционных расходов и НДС).

Однако достичь высоких показателей можно лишь в том случае, если все прилавки заняты и используются круглый год, без учета сезонного фактора, выходных или праздничных дней. Однако при явных преимуществах присутствие продуктового рынка в торговом центре еще не стало широко распространенным явлением. Причина, скорее всего, в том, что концепция торгового центра с фермерским рынком вместо традиционного супермаркета оказывается менее привлекательной для потенциальных инвесторов, так как сопровождается более высокими рисками. Например, коммерческие условия для классического супермаркета более прозрачны, понятны и поддаются прогнозированию, а сроки действия договоров аренды с продавцами рынка весьма короткие (от суток), что делает арендный доход крайне неустойчивым.

Наличие рынка может отпугнуть других потенциальных арендаторов, что негативно скажется на сроках сдачи в аренду проекта и может ослабить состав арендаторов, представленных в ТЦ. Все вместе это в итоге снизит инвестиционную привлекательность объекта.

Присутствие на рынке торговой недвижимости нового явления должно быть принято и одобрено всеми участниками, а на это требуется время и наличие удачных примеров. К повышению популярности нового формата ТЦ должны привести постепенное улучшение управления такими объектами и формирование цивилизованных коммерческих взаимоотношений между продавцами рынка и девелоперами. Также стоит отметить необходимость решить проблему ассортимента рынков, представленного только продовольственными товарами, что ограничивает их возможности по выполнению якорных функций по сравнению с традиционными супермаркетами.

Коментарии (0)


Поделиться

24644

журнал CRE 6 (440)

Июнь
Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Вышел из печати CRE №6 (440), выпущенный в соредакторстве с директором Группы PLT Михаилом Тарасовым.   Читайте в номере: Летучка «УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА НА НАШЕМ РЫНКЕ БУДЕТ ТОЛЬКО УСИЛИВАТЬСЯ, ЭТО ПРОСТО НЕИЗБЕЖНО» Обсуждаем с Михаилом Тарасовым главные темы дня и номера   Актуально РАЗОШЛИСЬ ПО КЛАССАМ Представлена обновленная впервые за десять лет классификация офисной недвижимости Москвы   Тема номера ТЯЖЕЛЫЙ...

подпишись НА эксклюзивные новости cre