На фоне ухудшения динамики рынка авиаперевозок правительство ищет варианты поддержки региональной и местной авиации. Минтранс и ФАС предлагают упростить процедуру сертификации аэропортов, рассчитывая привлечь для них инвесторов. Но мнения экспертов относительно эффективности подобных мер расходятся.
Сейчас требования ко всем аэропортам почти одинаковы, независимо от величины пассажиропотока. Речь идет о количестве персонала, его оборудовании, периметре безопасности. В итоге расходы на содержание малых аэропортов сопоставимы с затратами больших, сообщает «Коммерсантъ».
Сейчас местные перевозки составляют лишь 2% в общем объеме работ авиакомпаний, региональные — 15%, остальные рейсы — магистральные. С 1990 г. в России количество аэропортов сократилось с 1450 до 304. За последние 11 лет объем инвестиций в них вырос с 1 млрд руб. до 39 млрд руб. в 2013 г. Но, по словам главы ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» Михаила Жеребцова, ежегодно на развитие и строительство аэродромов не хватает 65-70 млрд руб., а сборы за взлет-посадку покрывают только 3-6% от амортизации взлетно-посадочной полосы.
Чиновники полагают, что после упрощения требований к аэропортам частные инвесторы заинтересуются их развитием. Кроме того, получится уравнять в правах небольшую региональную и частную авиацию, и общее число аэропортов вновь может вырасти в 2-3 раза. Этот вопрос обсуждается Минтрансом и ФСБ. Министерство уже ввело пятую категорию аэропортов, рассчитывая упростить сертификацию, но в ФАС считают, что этого недостаточно: требования, по сути, не отличаются от четвертой категории. В Минтрансе пояснили, что в отношении региональных и местных аэродромов, вертодромов и посадочных площадок вводятся минимальные требования по обеспечению авиационной и транспортной безопасности.