«Русская сессия»: точки роста потребительского рынка в России

Может ли ритейлер зарабатывать в России сегодня? Как торговым сетям следует отвечать на вызовы текущего времени? Как искать «возможности для маневра» и где брать на это деньги? Об этом и многом другом говорили участники «Русской сессии», традиционно организованной ИД «Импресс Медиа» в рамках выставки МАПИК. 

В самом начале мероприятия разговор пошел о доступе к финансированию в России.

Вице-президент Morgan Stanley Андрей Колокольников констатировал, что банки сегодня, действительно, с большой осторожностью выдают кредиты. Вместе с тем, эксперт отметил, что по сравнению с прошлым кризисом, сегодня на рынке нет невероятной закредитованности. «Сегодня ситуация лучше, чем в 2009 году, когда практически все имели кредиты в иностранных банках и в иностранной валюте».  Для Fashion House Group, компании с евро-капиталом, сейчас как раз удачное время, так как некоторые расходы подешевели. Но для большинства fashion-ритейлеров наступили непростые времена. «Банковское финансирование было заблокировано одним днем. Приходится переводить подрядчиков на условия открытых кредитов, и все, что мы зарабатываем, снова вкладывать в бизнес, иначе не выживешь», - признался Михаил Уржумцев, президент Melon Fashion Group. «Сейчас время собственного капитала», - подтвердил Евгений Бутман, генеральный директор, Ideas4retail. “На что развиваться – это хороший вопрос. Но возможно, еще более интересный вопрос - может ли ритейлер в принципе зарабатывать в России сегодня?» - бросил свой вопрос в зал Мишель Шез, директор по недвижимости и развитию, Castorama.

Большинство участников сошлись во мнении, что зарабатывать сегодня может лишь эконом сегмент, сложнее всего приходится среднему и премиум-сегментам. «Из нашей линейки брендов лучше всего чувствует себя Befree. Рынок очень закрытый и побеждает тот, у кого ниже ценник», - констатировал Михаил Уржумцев. По мнению Евгения Бутмана, чем меньше покупатель может потратить, тем реже он ходит в магазины, тем меньше разных брендов он посещает. В итоге, чем изначально сильнее бренд, тем больше у него шансов на выживание: он может позволить себе сохранить ассортимент, построиться под спрос, не повышать цены. Умение подстроиться под спрос в своем ассортименте и Мишель Шез считает ключом к успеху в сложные времена: «Покупатель становится требовательным, каждый рубль должен быть оправдан и потому будут продаваться (и продаваться хорошо) те продукты, которые сегодня нужны. Например, сейчас люди экономят на поездках и развлечениях, но продолжают вкладывать в жилье и обустройство». Другой стабильный сегмент - детские товары - на детях начинают экономить в последнюю очередь».

Свою позитивную ноту в обсуждение темы внес Брендон О`Рейли, управляющий директор Fashion House Group: «Наши арендаторы имеют сегодня прирост в 30-40% выручки. Для аутлета действует другая логика — мы не канал распространения одежды, а канал ликвидации остатков. И как раз в сложные времена премиум-бренды сдают намного больше остатков своих коллекций, на который мы можем ставить огромные скидки, от 30 до 70%. Бренды довольны минимальной наценкой, поскольку нуждаются в наличном обороте, чтобы инвестировать в коллекции на high streets. И еще один момент, российский покупатель, в отличие от европейского, намного тщательнее ищет и сравнивает цены в интернете прежде, чем совершить покупку, поэтому наши аутлеты так популярны». «Хочу заметить, что в премиум-сегменте некоторые бренды чувствуют себя вполне хорошо, поскольку отечественный покупатель, который раньше предпочитал ездить на шоппинг в Европу, теперь делает покупки в своем городе», - добавил Андрей Колокольников. «При этом в премиум-сегменте важен не footfal, а конверсия. И этот показатель не изменился по сравнению с прошлым годом», - уточнила Наталия Тишендорф, управляющий фондом  Romanov Property Holdings Fund.

Далее модератор дискуссии Том Девоншир-Гриффин, управляющий директор по России и СНГ компании JLL, предложил переключиться на тему новых брендов в России. Несмотря на политическую и экономическую ситуацию, Россия, будучи самым крупным потребительским рынком Европы в 2014 году, и в этом году сохранила место в первой тройке стран. И это несмотря на 10% спад. «До кризиса российский покупатель тратил больше в 4-6 раз, чем европейский. И до сих пор оборот на квадратный метр выше, чем где бы то ни было. Это связано с глубиной и объемом рынка», - считает Андрей Колокольников.  Мишель Шез согласился с тем, что емкость российского рынка действительно впечатляет, при этом «когда ты уже работаешь на рынке, он открывается перед тобой в своей бесконечной перспективе потенциала, но когда ты смотришь на него из заграницы, то видишь одни риски». «За последние полгода ситуация на рынке изменилась в лучшую сторону. Количество новых ритейлеров, пришедших в Россию превалирует над теми, кто с него ушел за последний год. Только в нашем ТЦ «Времена Года» 17 новых контрактов, половина из которых с новыми ритейлерами», - отметила Наталия Тишендорф,  «И не удивительно, что это так, - добавил Евгений Бутман. - Именно сейчас — самое лучшее время входить на российский рынок. Рынок недвижимости готов к самым выгодным условиям и можно договориться почти за «ноль». Однако только сильные и крупные мульти-бренды, у которых есть свой капитал и долгосрочная стратегия развития на новом рынке, смогут выстоять и закрепиться. Самое лучше - выходить самостоятельно, без мастер-франшизы. К сожалению, никакой партнер в России сегодня не сможет дать гарантии стабильности на 10 лет. Брендам лучше рассчитывать на себя». По наблюдению Михаила Уржумцева, новых игроков на рынке мало, но зато у работающих брендов появляются новые концепции. С этим согласился и Мишель Шез, по его мнению, в сегменте DIY возможна большая сегментация, появление специализированных брендов, а вот крупных конкурентов он в ближайшее время не ожидает.

В заключение участники мероприятия дали оценку привлекательности российского рынка: очевидно, что в каждый кризис происходит коррекция отрасли, и неудивительно, что очередной кризис снова сделает рынок немного взрослее. Каким он будет завтра? Как работать сегодня? Очевидно, что несмотря на емкость отрасли, ее масштаб и потенциал, сегодня сложно говорить о долгосрочных тенденциях развития, но по-прежнему работает одно универсальное правило: кто не рискует, тот не пьет шампанское. 



иГРОКИ РЫНКА

Ideas4retail

Бутман Евгений

FASHION HOUSE Group

О'Рейли Брендон

Morgan Stanley

Колокольников Андрей

JLL

Девоншир-Гриффин Том

Другое

Импресс Медиа

Поделиться

Материалы по теме

MAPIC

МАПИК 2015: будет день – будет пища

Картинка вечно прекрасного Лазурного берега как метафора неизменного оптимизма - так можно описать настроение очередной международной выставки торговой недвижимости МАПИК 2015, которая открылась в эту среду в Каннах. 

19.11
37385

журнал CRE 21 (357)

1-15.12.2019
Логистические цепочки «Почта России» в течение двух лет построит около сорока логохабов для сокращения сроков доставки общим объемом инвестиций, превышающим 30 млрд рублей. О создании собственной логистической платформы заявили также «Сбербанк» и ряд других игроков.  MAPIC-2019: Ривьера без русских С 13 по 15 ноября в Каннах проходила международная выставка в сфере коммерческой недвижимости MAPIC 2019. В 2019 году в выставке приняли участие более 8500 делега...

подпишись НА эксклюзивные новости cre