В этом году на выставку приехали 8400 человек из 74 стран, из них 2400 ритейлеров (460 человек – впервые). Страной почета в этом году является США, Америка представлена на выставке 32 стендами. На выставке этого года впервые появились участники из таких стран, как Иран, Тунис, Словакия. Заметно представлены ритейлеры из Турции. И традиционно много французских компаний. Однако русский язык все еще в тройке лидеров. «Мы рады, что несмотря на сложную экономическую ситуацию в России, слабый рубль и политические события, более 600 участников из России выбрали МАПИК для развития своего бизнеса. Хотя, по сравнению с прошлым годом количество сократилось, страна отлично представлена стендами 19 компаний, из которых 4 участвуют впервые - это «Юлмарт», «Ривьера», «Авиапарк» и Capital Group», - говорит директор МАПИК Натали Депетро. - «Я уверена, что российские участники вернутся на МАПИК, поскольку — это международная площадка, где можно встретиться со всем миром».
Основными трендами на МАПИК в этом году являются развитие цифровых технологий, взаимодействие развлечений и ритейла, интерес к pop-up stores. Последний тренд активно поддерживают онлайн-ритейлеры, которые хотят присутствовать в розничных магазинах и ведут диалог с девелоперами, которые в свою очередь учатся отвечать на подобный спрос.
Инновационный Форум и площадка Retailtainment (retail+intertainment) работают на выставке в активном режиме – здесь проходят мастер-классы, презентации и тендеры. Здесь же можно получить ответы на многие актуальные вопросы отрасли, а именно как собрать и обработать данные о посетителях и работе магазина, как решить вопрос с омни-канальной стратегией, как создать уникальный shopping experience и др.
Приятно отметить, что два представленных на MAPIC Awards российских объекта являются примерами воплощения вышеназванных трендов — это ЦДМ на Лубянке и ТЦ «Авиапарк». «Три года назад мы привозили проект ЦДМ на МАПИК и подписывали наши первые предварительные контракты с арендаторами Hamley's и «Формула Кино», - говорит Ирина Бурдельная, советник президента по внешним коммуникациям компании «Галс-Девелопмент». - Сегодня все ожидания исполнились, и уникальный детский ТЦ успешно работает. Мы надеемся на высокую оценку наших достижений жюри премии». Участник номинации «Best new shopping centre» - ТРЦ «Авиапарк» - также рассчитывает на победу благодаря разнообразной развлекательной составляющей (океанариум, арт-холл, кинотеатр, детский центр, квест-рум, танцевальная студия на 10 000 кв.м, полигон для управляемых моделей) и стремительному успеху (рост footfall с момента открытия тц 50%, каждую неделю открываются 10 новых магазинов, 75% помещений уже сданы).
Впрочем, оптимизм оптимизмом, а российские участники достаточно настороженно комментируют сложившийся экономический контекст и отмечают все те сложности, с которыми сегодня приходится жить и работать. Так, российский покупатель сегодня стремительно беднеет (на 10,6% с марта прошлого года), сокращает расходы на non-food и переходит с брендов «средний+» на «эконом». Ритейлеры держат цены прошлого года, жертвуя маржой, реже меняют коллекции и бьются за снижение арендных ставок. Непросто чувствуют себя ритейлеры и с точки зрения финансирования. По словам экспертов, инвестировать в развитие возможно лишь из собственного капитала, банковское финансирование для торговых операторов сегодня недоступно. Непросто и девелоперам. «Те, кто говорит, что сегодня собственникам легко, неправы, - подтверждает Елена Колышкина, генеральный директор ТРЦ «Ривьера», - все победы стоят намного больше, чем раньше и потому особо дороги».
Однако по общему мнению, важность посещения выставки по-прежнему сложно переоценить. Сюда едут те, кто готов к переговорам, ищет эффективных решений и с оптимизмом смотрит в будущее.