Модный приговор

После ежегодного роста торговой розницы на 15–20% начался спад потребления. И если от продуктов питания потребитель вряд ли откажется даже при значительном сокращении дохода, то покупку одежды вполне сможет отложить до лучших времен. Что ждет fashion-ритейл в России, как его участники – ритейлеры, арендодатели, покупатели – поведут себя в новых экономических реалиях?
2228
Автор: Олеся Круглова
Нестабильность на мировых финансовых рынках стала причиной замедления роста экономики в России. В сложившихся условиях неизбежно снижение активности представителей потребительского сектора и розничной торговли. Уже отмечено сокращение продаж одежды и обуви в регионах, а также в сегменте «премиум» и «средний+». Некоторые сети приостановили свое региональное развитие. Однако с похолоданием и приближением праздников доходы стабильных сетей выровнялись, но запланированных ожиданий так и не достигли. Так, по данным АПРИМ, в конце прошлого года сезонные потоки посетителей показывали рост, но фактические покупки стали совершаться реже на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года.

Тем не менее у компании «Магазин Магазинов part of CB Richard Ellis network» есть информация о росте продаж в магазинах Mango и New Yorker. Понедельный анализ показателей ООО «Монэкс-Трейдинг» (бренды Mothercare, NEXT, The Body Shop, MAC, Claire’s, Limited Too, Starbucks) зафиксировал снижение оборотов в ноябре и декабре 2008 года, но только по отношению к прогнозам 2007 года (то есть небольшое недополучение прибыли); когда же стали отслеживать продажи более оперативно, по дням – напротив, выявился 10–18%-ный рост выручки. «Оказывается, наши аппетиты по супермаржинальности были не 15–18%, а до 30% годовых. Таким образом, с сентября реальный рост прибыли, пусть и во многом сезонный, составил 10–15%», – сообщает Натела Климова, директор по развитию «Монэкс-Трейдинг». По данным компании Sela, падения оборотов также нет – разве что замедление роста. «Из всех филиалов только в столице мы испытали краткосрочное падение среднего чека и покупок в штуках, да и то до наступления первых холодов, – рассказал Андрей Пекаревский, вице-президент международной корпорации Sela. – Если коллапса не случится и некоторые конкуренты уйдут с рынка, наши продажи и в 2009 году не должны упасть более чем на 20%». Все же, по наблюдениям сети Finn Flare, в регионах, особенно там, где частично прекратили работу градообразующие предприятия, сокращение продаж чувствуется острее. «В московских проектах пока все хорошо, чего не скажешь о таких недоинверсифицированных в плане торговли городах, как Магнитогорск», – сообщает Алексей Лазутин, директор по развитию мультибрендовых бутиков «Вещь!». Но в то же время нет никакого спада, например, в Иркутске или Красноярске, отмечают большинство операторов. Надо учитывать и такой немаловажный фактор, как погода. Поскольку у той же Finn Flare самый сильный ассортимент – зимняя верхняя одежда, в ноябре спад продаж чувствовался не только из-за кризиса, но и из-за теплой погоды. «Посещаемость наших магазинов в октябре-ноябре упала на 30%, но больше из-за отсутствия ажиотажного спроса на теплые вещи и обувь. Средний чек не изменился», – сообщают в Ralf Ringer.

«Аварийные выходы»

Снижение затрат в торговле одеждой сегодня может происходить по нескольким причинам. В частности, по мнению ведущих fashion-консультантов, имеет смысл исключить «премиум-надстройку» ассортимента, то есть сосредоточиться на базовых моделях с высоким оборотом; оставить только прямую «продающую» рекламу (in-store communications) и низкозатратный интернет-промоушн; а также свести к минимуму диверсификацию проектов. «В некоторых случаях мы планируем снижать цены, пересматривать сезонное планирование коллекций, методику принятия решений и прочее», – замечает Гари Башур, финансовый директор Gloria Jeans.

Операторы ценового сегмента «средний+» могут привлечь покупателей из более высокого сегмента, отмечают специалисты Fashion Consulting Group. «Разумеется, могут потребоваться дополнительные инвестиции в адресные маркетинговые программы, но в итоге, потеряв около 30% своей клиентуры, вы приобретаете 15% новой!» – считает Анна Лебсак-Клеманс, генеральный директор Fashion Consulting Group.

Если годовой рост числа точек сети превышал 5–7%, «болезни роста», включая падение оборотов и прибыли с 1 кв. м, неизбежны. Разумеется, большинство операторов отказались от активной региональной экспансии. Положение fashion-ритейла осложняет тот факт, что финансовые институты снизили активность по всем фронтам. Для ведения операционной деятельности и формирования оборотных активов (закупки товаров) розница заинтересована преимущественно в «коротких деньгах». А для развития новых проектов ритейлеры обращались за долгосрочными кредитами. Некоторые компании (Inditex, например) вообще не использовали последний вариант. Но сегодня, когда ставки на краткосрочные кредиты существенно возросли, а долгосрочные с сентября 2008 года практически не выдаются, проблемы fashion-сегмента еще больше влияют на рост ставок. «Если рентабельность бизнеса 30%, при нынешних банковских ставках в 25% по долгосрочным кредитам сеть уже не выживет», – подтверждает Владислав Гетта, вице-президент IBRG Capital. Риск невозврата заставляет банки усиливать проверку ритейла, повышая требования к предмету и объему обеспечения. В частности, при кредитовании под залог товаров в обороте банки увеличили понижающие коэффициенты. «Если раньше можно было договориться о коэффициенте 0,6–0,7, то сейчас в некоторых банках он колеблется между 0,3–0,5. Таким образом, для получения кредита в 10 млн. руб. в первом случае вы должны были предоставить залог товаров на сумму 15–17 млн., во втором – на сумму не меньше 20 млн.», – поясняет Анна Лебсак-Клейманс. Помимо обеспечения товаром в обороте многие банки стали требовать одновременно залог акций, что являлось бы для них дополнительной гарантией выплаты кредита. «Наша компания никогда не была в сильной зависимости от кредитов, так как наличие обширной франчайзинговой сети позволяло развиваться в основном за счет собственных оборотных средств, – комментирует директор розничной сети Finn Flare Евгений Величко. – Но небольшие краткосрочные кредиты брали, хотя сейчас это утопия. Ставки в некоторых банках выросли до 24%, да и далеко не все готовы финансировать новые проекты».

Рука об руку с арендодателем

22 октября 2008 года в Москве по итогам экстренного заседания владельцев торговых сетей под эгидой АПРИМ ритейлеры предложили собственникам площадей «Пакет антикризисных мер по снижению издержек магазинов в ТЦ». В конце ноября Российский совет торговых центров (РСТЦ) опубликовал ответ: «Владельцы и управляющие ТРЦ не могут участвовать в «общих» переговорах и единых акциях, направленных на коллективный передел условий, объективно сформированных рынком…» На том этапе РСТЦ предлагал девелоперам воздержаться от снижения ставок, хотя этот процесс уже набирал обороты.

Сегодня операторы повсеместно просят у собственников либо существенную скидку до 40–50%, либо переход на процент от оборота. «Когда арендодатели не хотят снижать и даже повышают аренду, они оперируют либо курсом валют, либо увеличением издержек на содержание ТЦ, – рассказывает директор фирменной розничной сети Ralf Ringer Игорь Камельков. – Стоило объявить одному из владельцев помещения о закрытии нашего магазина и начать вывоз товара, как он немедленно согласился на наши условия». К середине декабря у ритейлера арендные ставки были снижены уже по семи магазинам. «Переговоры с собственниками занимают около месяца, но в большинстве случаев нам идут навстречу», – рассказывает Алексей Лазутин. По наблюдениям «Монэкс-Трейдинг», 80% собственников уже понимают сложную ситуацию арендаторов и готовы отказаться от арендной платы в пользу процента от оборота, отменить индексацию ставок, а около 30% владельцев – даже снизить аренду до 60% в зависимости от объекта. «По инициативе арендаторов у нас ведутся переговоры о предоставлении с января 2009 года скидок, рассрочек, зачета обеспечительного платежа в счет погашения арендной платы», – рассказывает Елена Рябинина, специалист по маркетингу ОАО «УК «Столица». По мнению Александра Бахтеева, коммерческого директора Ross Group, подобные решения должны приниматься в индивидуальном порядке и на основе полной анонимности. «В каждом случае необходимо вырабатывать определенную стратегию – предоставлять ли скидку, на каких условиях, в каком размере и т. д.», – считает г-н Бахтеев.

«Многие с пониманием относятся к сложившейся ситуации и идут навстречу друг другу, понимая, что рано или поздно кризис закончится, а ликвидных объектов для дальнейшей деятельности будет не так много», – говорит Златко Раич, заместитель директора департамента торговой недвижимости S.A. Ricci/King Sturge. Главные факторы текущего падения ставок, по оценке эксперта, – снижение покупательской активности в целом на 15–20% из-за массовых увольнений и сокращения доходов на 30–40%. Антон Вихарев, старший консультант отдела торговых помещений Maris Properties in association with CB Richard Ellis, называет оптимальной схемой работы с арендатором «минимум фиксированной доли плюс процент с оборота, например, $45/кв. м +15%». В свою очередь, Роман Скороходов, генеральный директор «ВатКом», предлагает учитывать при расчете ставок для конкретного магазина всего четыре параметра: число вошедших в ТЦ, прошедших мимо точки, зашедших в нее, а также средний чек и выручку. «Для достоверности последнего показателя желательно устанавливать на объекте единую кассу – тогда найдется объяснение, в том числе аномальному росту посещаемости на фоне падения оборотов, заявляемого ритейлерами. Не секрет, что многие требовали снижения ставок «за компанию», – рассказывает г-н Скороходов.

Девелоперы еще не введенных в эксплуатацию ТЦ более уязвимы и вынуждены идти на уступки. «Многие сети, развивающиеся на кредиты, отказываются от подписания договоров аренды. Некоторые не выплачивают никаких сумм (депозит, сбор на открытие и пр.) до момента выхода на отделку», – сообщает Евгения Деревяшкина, консультант «Магазин Магазинов part of CB Richard Ellis network». Что касается строящихся ТЦ, то сети не готовы вносить депозит, максимум, что они могут предложить, – банковские гарантии. Случаи расторжения договора аренды с владельцами объектов, запланированных к открытию в 2009–2010 гг., уже есть, но информация о них не разглашается. Участники рынка оценивают количество таких случаев в 3–5% от всех заключенных договоров на 2009–2010 гг. Многие ритейлеры для начала сокращают существующие площади в ТЦ. Так, сеть «Вещь!» пересматривает условия по недостроенным объектам и либо открывается значительно позже обещанного, либо выходит из проекта. Ralf Ringer старается арендовать помещения в объектах, которые откроются в I квартале 2009 года. «По незавершенным ТЦ мы предлагаем арендодателю вносить плату на входе в три этапа: треть суммы – на стадии подписания договора, вторую – по завершении земляных работ ТЦ и последнюю – к передаче площадей под отделку», – делится г-жа Климова.

Операционные расходы ТЦ, по данным Fashion Consulting Group, только за последний год увеличились более чем на 10%. Из практики S.A. Ricci/King Sturge, цены подрядчиков на оказываемые услуги, напротив, понизились, поэтому арендаторы повсеместно ведут переговоры о переходе на open book.

Резюмируя антикризисные меры, предпринимаемые сторонами, отметим следующие:

  • переход на постоплатную систему расчетов арендных платежей, т. е. вхождение в проект без обеспечительных платежей и авансов; либо, если не удается договориться с арендодателем действующих ТЦ, зачет депозита в счет арендной платы за первые месяцы без заморозки последующих на весь период аренды;

  • пересмотр суммы договоров аренды помещений исходя из планируемого объема продаж розничного оператора с последующей корректировкой по фактическому объему продаж; возможный переход на систему «процент от оборота»;

Новый год не для всех

«Когда рынок переполнен форматами торговой недвижимости, внутренние ошибки ритейлеров печальны, но не фатальны, как сейчас. Девелоперам же, чтобы удержать арендаторов и посетителей, придется действительно управлять ТЦ «изнутри» и промоутировать комплекс вовне, а также ужесточить контроль издержек на электроснабжение, уборку, обеспечение безопасности и т. д.», – полагает г-жа Лебсак-Клейманс. Андрей Пекаревский полагает, что кризис – наилучшая возможность произвести ревизию бизнес-процессов: сократить издержки на 5–10%, пересмотреть логистику и мерчендайзинг, извлекая дополнительные суммы из ранее игнорируемых источников. Мария Сморчкова, генеральный директор Ассоциации предприятий индустрии моды (АПРИМ), напротив, не склонна оптимизировать ситуацию и рассуждать о «новых возможностях» real confection в России: «Надежных подушек безопасности и прогнозов макроэкономики нет ни у кого. Тогда как владелец ТЦ рискует только закрытием конкретного магазина».

Все же можно предположить, что за кризисом неизбежно последует стабилизация. «Во втором «дефолтном» полугодии ожидаем крупных сделок слияния-приобретения, – комментирует Владислав Гетта. – Лично нам интересны инвестиции в акционерные капиталы fashion-операторов с фундаментальным бизнесом, контролирующим цепочку добавленной стоимости и соответствующую рентабельность на всех этапах. Сегодня стоимость их бизнеса выше стоимости недвижимости!»



иГРОКИ РЫНКА

МОНЭКС ТРЕЙДИНГ

Климова Натела

Поделиться

6846

журнал CRE 1(446)

Февраль 2025
Из печати вышел традиционный ежегодный номер прогнозов журнала Commercial Real Estate. Более шестидесяти топ-менеджеров российских компаний рассуждают о будущем рынка недвижимости, ритейла, e-commerce, логистики и индустрии гостеприимства. Инвестиции. Коллективное и сознательное Девелопмент. Рубль сберегут Управление недвижимостью. В имени тебе моём Консалтинг. Команда молодости нашей Право. По закону и по душе Читать PDF версию журнала

подпишись НА эксклюзивные новости cre