В корпусе «Восток» МФК «Башня Федерация» открылся первый бутиковый коворкинг новой сети Headway. Презентация для прессы состоялась 16 ноября. В ходе мероприятия выступил основатель и владелец Headway Николай Каргальцев, а также директор департамента офисной недвижимости Colliers International Наталья Боннели, представившая аналитику компании по гибким офисным пространствам, и председатель ассоциации НАОК Рафаил Гайнатуллин, в своем выступлении осветивший темы современных тенденций в гибких офисах и их перспектив в кризисный и посткризисный период.
Общая площадь нового коворкинга составляет 650 кв. м. Пространство разделено на отдельные кабинеты в количестве 22 штук. Предусмотрены в проекте и незакрепленные рабочие места, которые в данном случае выполняют скорее сервисную функцию для гостей постоянных резидентов коворкинга, как временные дополнительные рабочие места. По словам Николая Каргальцева, средняя стоимость аренды составляет 44 тыс. рублей за рабочее место в месяц. В зависимости от видовых характеристик кабинета ставка варьируется в границах от 42 тыс. до 46 тыс. рублей. Длительность аренды кабинетов начинается от недели, а на незакрепленные места действует почасовая оплата. В ходе пресс-конференции упоминалось, что коворкинг является самым дорогим на данный момент в России. Отчасти это связано как раз с фактическим отсутствием оупен-спейса, цена в котором значительно ниже в среднем по рынку.
Основатель и акционер бутикового коворкинга Headway Николай Каргальцев занимал руководящие должности в ряде коммерческих и государственных структур, в частности, с 2008 по 2011 год был гендиректором ООО «Газпром сера», а трудовую деятельность завершил в 2017 году. Сейчас ему принадлежат несколько офисных помещений в Москве, однако для пилотного коворкинга был выбран вариант аренды. По его словам, развитие классических офисов сейчас не приносит того дохода, какой могут принести проекты из области гибких офисных пространств. Общие инвестиции в проект в течение пяти лет оцениваются в 194 млн рублей, включая арендные платежи. При этом в компании рассчитывают выйти на окупаемость в течение 7 лет с момента старта.
На сегодняшний день вложения составили порядка 90 млн рублей. Как рассказал бизнесмен, основная масса инвестиций — около 70 млн рублей — пошла на инженерию и отделку помещений. По его словам, аренда помещений пока составляет малую долю от общих вложений, так как до технического открытия пространства в сентябре договором были предусмотрены арендные каникулы. Также в сумму первоначальных вложений вошли услуги разработавшего проект оформления архитектурного бюро DABureau, системы управления (CRM) и брендинг. Высокая стоимость технических работ по подготовке помещения — более 100 тыс. рублей на 1 кв. м — обусловлена, по словам г-на Каргальцева, сложной инженерией и выбором премиальных материалов.
Основной идеей концепции является камерность проекта, его нацеленность на аудиторию, трепетно относящуюся к личному комфорту. По словам представителей Headway, малая площадь первого коворкинга сети лишь отчасти связана с тем, что это пробный проект сети, но основная причина — желание сделать проект уютным и камерным, что практически невозможно при площади, например, около 3 тыс. кв. м. Как рассказывается в пресс-релизе компании, целевой аудиторией бутикового коворкинга являются профессионалы, специфика работы которых требует условий для большой сосредоточенности и соблюдения конфиденциальности, а также премиальной обстановки. Это аудиторы, фэмили-офисы, брокеры, юристы, консультанты, хедхантеры, руководители IT-команд разработчиков, пиарщики, аналитики, личные ассистенты, представители в Москве иностранных и региональных российских корпораций.
В том, что касается дальнейшего развития сети, сейчас г-н Каргальцев рассматривает разные варианты. В том числе, не исключается размещение проектов в жилых домах. Новости о первых таких проектах всполошили рынок летом 2020 года, но пока реализованных кейсов в России нет. Также упоминается, что Headway будет развиваться в формате франшизы. По словам Рафаила Гаинатуллина, о франшизе в коворкингах говорят часто, однако упаковать свой опыт реализации в привлекательный для потенциальных франчайзи продукт пока никому не удалось. И основным препятствием здесь является недостаточная пока сила того или иного бренда на рынке. По данным Colliers International, на сегодня в Москве всего около 250 тыс. кв. м коворкингов и гибких офисных пространств, что не превышает 1,5% от всего рынка качественных офисов. Так что рынок растущий, будут еще и ЖК, и франшизы и многое другое.