Модератором мероприятия, посвященного проблемам УК сегодня, выступила Наталья Афанасова, директор отдела управления недвижимостью CBRE, а участниками обсуждения стали представители таких компаний, как О1 Standard, RD Management, Knight Frank, Radius Group, PRO FM, Lynks Property Management, «ФМ Сервис», URBITEC Facility Management, MLP, Pro Realty, MD Facility Management, Zeppelin и «ЛВН-Менеджмент».
SWOT-анализ проводился в формате двух сессий. В рамках первой эксперты последовательно выявляли слабые стороны и угрозы рынка, а вторая была посвящена сильным сторонам и возможностям современных управляющих компаний.
Как заметила Наталья Афанасова, одна из первостепенных ролей в каждой компании отводится персоналу. Кадровый голод ощущается довольно остро во всех сегментах, а дополнительным фактором, приводящим к дефициту кадров, выступает набирающий силы рынок онлайн-ретейла. По словам Василия Григорьева, заместителя директора отдела исследований рынка CBRE в области индустриальной и складской недвижимости, «уже к концу 2021 года на склады онлайн-ретейла будет требоваться больше сотрудников, чем на все остальные складские объекты». Растет рынок – растет и потребность в персонале как для тех, кто пользуется объектами, так и для тех, кто ими управляет.
Артем Пичугов, директор по управлению недвижимостью Radius Group, высказался на этот счет так: «Если говорить о рисках, эти агрессивные компании сектора e-com, которые действительно «пожирают» весь персонал вокруг, в том числе отбирают его у специализированных сервисных компаний. Они готовы платить больше и готовы предоставлять лучшие условия труда». В свою очередь Сергей Калитов, исполнительный директор управляющей компании Zeppelin, подтвердил, что «для сервисных компаний здесь действительно сложность более высокая в связи с тем, что нет возможности маневра по предоставлению особых условий труда». Это связано в том числе с удаленностью складской или промышленной недвижимости от больших населенных пунктов.
Обсуждая нехватку профильных специалистов и требуемый высокий уровень сервиса, Борис Мезенцев, операционный директор компании MD Facility Management, обозначил еще одну слабую сторону отрасли - «непрестижность» работы в ней. «Конечно, FM очень разнообразен: есть клининг, есть рядовой производственный персонал. И в этой связи мы всегда можем немного проигрывать другим сегментам рынка, где этот персонал также востребован. Это и стройка, и e-commerce, и просто складские операции». Дополнительную причину кадрового голода назвал Александр Устинов, директор по развитию Pro FM. По его мнению, она заключается в высокой конкрурентности и низкой маржинальности рынка управления и эксплуатации недвижимости. Помимо этого, сектор растет, но уровень качества остается недооцененным. «Это гораздо больше, чем аутстаффинг, и гораздо больше, чем управление достаточно сложными процессами. Очень многие заказчики хотят аутсорсинг «под ключ», чтобы все процессы работали от А до Я, и в этом большое искусство управляющих компаний».
В ходе дискуссии в качестве существенных проблем, влияющих на индустрию, участники также выделили отсутствие достойного профессионального образования у сотрудников сектора, а также нехватку профсоюзных организаций, «институтов сервиса». Значимость последнего прокомментировал директор по развитию RD Management Дмитрий Никоноров: «Было бы неплохо иметь единый рупор, чтобы доносить позицию управляющих компаний не только до заказчиков, но и до властей».
Помимо этого, необходимо обратить внимание на чрезмерную клиентоориентированность управляющих компаний и недооцененность экспертности. По мнению Ольги Житниковой, коммерческого директора Urbitec FM, даже в тендерах стали чаще встречаться случаи жесткого диктования заказчиками своих условий. Такое положение может быть обусловлено, по словам Артема Пичугова из Radius Group, еще одной слабой стороной рынка: недобросовестным исполнением контрактов со стороны управляющих компаний и вопросами непрекращающейся индексации. А Михаил Сафонов, директор по развитию Property Management и Retail Knight Frank, подчеркнул, что «основной вызов - это рост стоимости и наших, и всех остальных услуг». Помимо этого, он определил большую роль налоговых рисков и выступил за автоматизацию процессов в бизнесе.
В числе других проблем были обозначены малые сроки оценки деятельности управляющих компаний и нежелание и невозможность инвестировать в устаревающие объекты. На этот счет высказалась директор по организации управления Lynks Property Management Елена Соловьева на примере эксплуатации торгового центра: «Цикл ТЦ - минимум 2-3 года, и, конечно, за квартал какие-то результаты в коммерческом управлении показать невозможно». Относительно пула устаревших объектов на рынке Елена Соловьева подметила появившиеся из-за пандемии сложности: доходы упали настолько критически, что у собственников нет возможности инвестировать в обновление этих проектов.
Среди стратегических возможностей отрасли участники мероприятия выявили развитие и вовлечение персонала - как технического, так и управленческого. Дмитрий Свешников, управляющий директор O1 Standard, заметил: «Что касается сильных и слабых сторон, угроз, совершенно очевидно, что без персонала, который будет вовлечен в работу компании, в предоставление качественных услуг, ничего из этого невозможно. Поэтому я убежден, что четкая и понятная стратегия в части развития кадрового потенциала будет приводить к успеху».
К возможностям также отнесли международный обмен опытом; «обеление» рынка; уход непрофессиональных игроков; повышение конкурентоспособности за счет автоматизации бизнеса. Кроме того, управляющим компаниям необходимо проявить перед заказчиком свою нестандартную экспертизу, научиться отказывать в тех или иных процессах взаимодействия и стремиться работать там, где услуги востребованы.
В число общих угроз внесли низкую маржинальность, укрупнение заказчиков или создание ими собственных служб, давление на рентабельность бизнеса. Дополнительно эксперты включили в список падение доходов собственников, пересмотр стоимости различных услуг и сокращение их объемов. И, разумеется, нельзя игнорировать помимо прочего и влияние повсеместной бюрократизации и пандемии, заставившей познакомиться с катастрофическими последствиями локдауна и введения QR-кодов для всего рынка коммерческой недвижимости.
Выделяя же сильные стороны рынка, которым была посвящена вторая сессия, участники назвали: большую конкуренцию, которая способствует более высокому качеству оказываемых услуг и подталкивает к созданию уникального продукта (по словам Марии Зайцевой, руководителя департамента развития FM Service); освоение новых территорий и объектов; цифровизацию и гибкость компаний в целом.
«Мы должны сделать так, чтобы через год сильных сторон и возможностей было больше, чем слабых и угроз. При этом я надеюсь, что мы сформируем позицию по развитию персонала, по тому, как нам нужно сотрудничать, делать коллаборации и обмениваться опытом», - подвела итоги дискуссии Наталья Афанасова.
SWOT-анализ проводился в формате двух сессий. В рамках первой эксперты последовательно выявляли слабые стороны и угрозы рынка, а вторая была посвящена сильным сторонам и возможностям современных управляющих компаний.
Как заметила Наталья Афанасова, одна из первостепенных ролей в каждой компании отводится персоналу. Кадровый голод ощущается довольно остро во всех сегментах, а дополнительным фактором, приводящим к дефициту кадров, выступает набирающий силы рынок онлайн-ретейла. По словам Василия Григорьева, заместителя директора отдела исследований рынка CBRE в области индустриальной и складской недвижимости, «уже к концу 2021 года на склады онлайн-ретейла будет требоваться больше сотрудников, чем на все остальные складские объекты». Растет рынок – растет и потребность в персонале как для тех, кто пользуется объектами, так и для тех, кто ими управляет.
Артем Пичугов, директор по управлению недвижимостью Radius Group, высказался на этот счет так: «Если говорить о рисках, эти агрессивные компании сектора e-com, которые действительно «пожирают» весь персонал вокруг, в том числе отбирают его у специализированных сервисных компаний. Они готовы платить больше и готовы предоставлять лучшие условия труда». В свою очередь Сергей Калитов, исполнительный директор управляющей компании Zeppelin, подтвердил, что «для сервисных компаний здесь действительно сложность более высокая в связи с тем, что нет возможности маневра по предоставлению особых условий труда». Это связано в том числе с удаленностью складской или промышленной недвижимости от больших населенных пунктов.
Обсуждая нехватку профильных специалистов и требуемый высокий уровень сервиса, Борис Мезенцев, операционный директор компании MD Facility Management, обозначил еще одну слабую сторону отрасли - «непрестижность» работы в ней. «Конечно, FM очень разнообразен: есть клининг, есть рядовой производственный персонал. И в этой связи мы всегда можем немного проигрывать другим сегментам рынка, где этот персонал также востребован. Это и стройка, и e-commerce, и просто складские операции». Дополнительную причину кадрового голода назвал Александр Устинов, директор по развитию Pro FM. По его мнению, она заключается в высокой конкрурентности и низкой маржинальности рынка управления и эксплуатации недвижимости. Помимо этого, сектор растет, но уровень качества остается недооцененным. «Это гораздо больше, чем аутстаффинг, и гораздо больше, чем управление достаточно сложными процессами. Очень многие заказчики хотят аутсорсинг «под ключ», чтобы все процессы работали от А до Я, и в этом большое искусство управляющих компаний».
В ходе дискуссии в качестве существенных проблем, влияющих на индустрию, участники также выделили отсутствие достойного профессионального образования у сотрудников сектора, а также нехватку профсоюзных организаций, «институтов сервиса». Значимость последнего прокомментировал директор по развитию RD Management Дмитрий Никоноров: «Было бы неплохо иметь единый рупор, чтобы доносить позицию управляющих компаний не только до заказчиков, но и до властей».
Помимо этого, необходимо обратить внимание на чрезмерную клиентоориентированность управляющих компаний и недооцененность экспертности. По мнению Ольги Житниковой, коммерческого директора Urbitec FM, даже в тендерах стали чаще встречаться случаи жесткого диктования заказчиками своих условий. Такое положение может быть обусловлено, по словам Артема Пичугова из Radius Group, еще одной слабой стороной рынка: недобросовестным исполнением контрактов со стороны управляющих компаний и вопросами непрекращающейся индексации. А Михаил Сафонов, директор по развитию Property Management и Retail Knight Frank, подчеркнул, что «основной вызов - это рост стоимости и наших, и всех остальных услуг». Помимо этого, он определил большую роль налоговых рисков и выступил за автоматизацию процессов в бизнесе.
В числе других проблем были обозначены малые сроки оценки деятельности управляющих компаний и нежелание и невозможность инвестировать в устаревающие объекты. На этот счет высказалась директор по организации управления Lynks Property Management Елена Соловьева на примере эксплуатации торгового центра: «Цикл ТЦ - минимум 2-3 года, и, конечно, за квартал какие-то результаты в коммерческом управлении показать невозможно». Относительно пула устаревших объектов на рынке Елена Соловьева подметила появившиеся из-за пандемии сложности: доходы упали настолько критически, что у собственников нет возможности инвестировать в обновление этих проектов.
Среди стратегических возможностей отрасли участники мероприятия выявили развитие и вовлечение персонала - как технического, так и управленческого. Дмитрий Свешников, управляющий директор O1 Standard, заметил: «Что касается сильных и слабых сторон, угроз, совершенно очевидно, что без персонала, который будет вовлечен в работу компании, в предоставление качественных услуг, ничего из этого невозможно. Поэтому я убежден, что четкая и понятная стратегия в части развития кадрового потенциала будет приводить к успеху».
К возможностям также отнесли международный обмен опытом; «обеление» рынка; уход непрофессиональных игроков; повышение конкурентоспособности за счет автоматизации бизнеса. Кроме того, управляющим компаниям необходимо проявить перед заказчиком свою нестандартную экспертизу, научиться отказывать в тех или иных процессах взаимодействия и стремиться работать там, где услуги востребованы.
В число общих угроз внесли низкую маржинальность, укрупнение заказчиков или создание ими собственных служб, давление на рентабельность бизнеса. Дополнительно эксперты включили в список падение доходов собственников, пересмотр стоимости различных услуг и сокращение их объемов. И, разумеется, нельзя игнорировать помимо прочего и влияние повсеместной бюрократизации и пандемии, заставившей познакомиться с катастрофическими последствиями локдауна и введения QR-кодов для всего рынка коммерческой недвижимости.
Выделяя же сильные стороны рынка, которым была посвящена вторая сессия, участники назвали: большую конкуренцию, которая способствует более высокому качеству оказываемых услуг и подталкивает к созданию уникального продукта (по словам Марии Зайцевой, руководителя департамента развития FM Service); освоение новых территорий и объектов; цифровизацию и гибкость компаний в целом.
«Мы должны сделать так, чтобы через год сильных сторон и возможностей было больше, чем слабых и угроз. При этом я надеюсь, что мы сформируем позицию по развитию персонала, по тому, как нам нужно сотрудничать, делать коллаборации и обмениваться опытом», - подвела итоги дискуссии Наталья Афанасова.
Арина Лобанова