CRE Morning – заседание клуба по интересам

Игроки рынка коммерческой недвижимости встретились сегодня в кафе «Жан-Жак» на бизнес-завтрак в неформальной обстановке. О чем они говорили – читайте в нашем материале.

2914
Изображение взято из источника: CRE
Сегодня, 2 августа, во французском кафе «Жан-Жак» состоялся неформальный бизнес-завтрак, посвященный темам последнего на данный момент журнала CRE. Впрочем, привязка к темам для этого формата мероприятий весьма условная, скорее это просто разговор среди игроков рынка о том, что наиболее интересно прямо сейчас, и лишний повод встретиться за пределами страниц журнала.
 
Модератором CRE Morning выступил главный редактор журнала CRE Михаил Аносов.
 
О сегменте офисной недвижимости рассказал Антон Мельников, генеральный директор и член Совета директоров Metrika Investments. Как отмечает эксперт, около 30% в бизнес-центрах класса А сегодня арендуют международные компании. Соответственно, для собственников существует риск высвобождения ощутимой доли площадей в горизонте 1-1,5 лет. В то же время Антон отмечает, что сейчас вакантность неравномерно распределена по рынку, и увеличение среднего показателя достигается во многом лишь несколькими проектами. Сейчас Metrika Investments готова вести переговоры о покупке бизнес-центров класса А, - подчеркивает специалист.

Руководитель департамента продаж РАД, советник генерального директора Наталья Круглова отмечает несколько тенденций на рынке. Так, по ее наблюдениям, сейчас есть тренд на частные инвестиции в недвижимость (в том числе, через ЗПИФ), что находит отражение в увеличении количества покупок, но снижении среднего чека. Спросом пользуются небольшие помещения, а также отдельно стоящие особняки, - отмечает Наталья. Отдельно госпожа Круглова затронула тему торговой недвижимости, отметив широкие перспективы небольших торговых центров «районного формата» и проблемы с заполняемостью крупноформатных торговых центров, где уход иностранных брендов означает не только рост вакансии напрямую, но и необходимость пересматривать концепцию объекта в целом.

Так непринужденно и незаметно дискуссия перешла к, наверное, самому животрепещущему вопросу последних месяцев – а чем заменять уходящие компании? В контексте торговых центров часто говорят о спортивной составляющей и увеличении логистической функции. Но Вячеслав Холопов, Raven Russia, уверен в том, что вариант использования ТЦ под склады – это совсем крайний случай, при огромном спросе на склады и нулевой вакансии в складских объектах. Людмила Чистякова, FoodFashionFirst, в свою очередь, указывает на то, что экономика и востребованность у потребителя спортивных объектов не позволяет говорить о сколько-нибудь сопоставимой замене фешену. Также часто обсуждается выход ритейлеров из Турции, Индии, Ирана. Многие эксперты говорят о том, что в перспективе и частично они могут стать заменой уходящих. Впрочем, эксперты соглашаются, что открываться самостоятельно они не готовы. Отсюда следующий вопрос – а ждать ли инвестиций с востока в Российскую экономику? Если Алексей Сигал, Ricci | BlackStone, ожидает сделок с иностранным участием в конце этого – начале следующего годов, то Никола Обайдин, PPF Real Estate, уверен, что ждать никого не приходится. «Мы пять лет ждали прихода арабских денег на российский рынок, а в итоге развивается арабский рынок на российские деньги», - говорит эксперт. Влад Сурков, партнер Platforma.Legal, считает,  что российскому рынку не стоит рассчитывать на зарубежные инвестиции, ( т.к. в обозримом будущем их практически не будет), а стоит полагаться на собственные ресурсы. При этом он упоминает опыт Швеции,  где один из самых больших в Европе объем инвестиционных сделок на рынке недвижимости сочетается с доминированием "домашнего" капитала. Отчасти с ним согласна Людмила Чистякова, по мнению которой самым логичным вариантом для торговых центров было бы идти навстречу российским компаниям. Сейчас, по ее словам, российскому бренду проще договориться с выходом на турецкий рынок, чем договориться об аренде в российских ТЦ.

В продолжение темы, но уже в плоскости складской недвижимости выступил исполнительный директор Radius Group Захар Вальков. Эксперт отмечает высокий интерес к высвобождающимся (и могущим освободиться) площадям со стороны российских компаний, а также позитивное влияние субаренды на состояние складского рынка сегодня. Из-за резкого роста себестоимости строительства ставки на новые склады значительно увеличились, в то время как огромное количество арендных договоров заключено еще до роста цен по старым ставкам. Таким образом, субарендатор может получить в пользование дефицитный продукт (а на складском рынке дефицит сохраняется), а арендатор – даже на этом заработать. Если говорить о драйверах спроса, то Захар отмечает, что сейчас активно растет сегмент дискаунтеров, которым нужно все больше складских площадей.

Возвращаясь к офисному рынку, член совета директоров, руководитель департамента по работе с офисными помещениями IBC Real Estate Екатерина Белова также отмечает в качестве тренда субаренду и выход на рынок помещений с отделкой. По ее словам, это приведет к сложностям для офисных проектов, которые предлагаются «в бетоне». При этом эксперт отмечает, что речь сейчас в основном идет о небольших офисах – по 700-1 000 кв. м. Впрочем, на такие помещения сейчас как раз есть спрос, например, от компаний, российский менеджмент которых выкупил местный бизнес у международных компаний. Если раньше им требовалось более 2 тыс. кв. м, то сегодня может хватать и 700-800 кв. м.

Ну а в завершение мероприятия было уделено внимание сегменту, о котором не говорили уже два года, но который сейчас все чаще начинает мелькать в новостных лентах и даже на передовицах. О гостиничном бизнесе рассказал Игорь Малеев, директор по работе с корпоративными клиентами ГК «Спектрум». Среди основных новостей по этому рынку Артем отмечает переход градостроительных инициатив на мастер-планы, что должно помочь в формировании инфраструктуры для поддержания роста внутреннего туризма. Сейчас многие туристические направления в России развиты слабо, не хватает там, в том числе и качественных гостиниц или семейных курортов, санаториев, а у потребителя нет понимания о том, что его может ждать за пределами Краснодарского края (зачастую нет такого понимания и у инвестора). Другой важной для рынка темой является уход международных гостиничных операторов с российского рынка. Здесь господин Малеев отмечает, что при русификации отелей и сохранении персонала ключевым будет поддержание уровня сервиса. Также вопрос вызывает готовность российского менеджмента к масштабированию бизнеса.

Уже под конец мероприятия разговор снова вернулся к так уже всем полюбившейся теме торговой недвижимости. В частности, Евгения Хакбердиева, Knight Frank Russia, ответила на пару вопросов об аутлет-центрах. По словам Евгении, этот сегмент сейчас чувствует себя просто прекрасно, так как при запрете международных брендов на торговлю в России, распродавать остатки никто никому не запрещал, а этих остатков может хватить еще на 1-1,5 года даже при повышенном спросе. Впоследствии к формату аутлетов могут прийти российские бренды…
 
Генеральным партнером CRE Morning выступила компания Metrika Investments, партнером – ГК «Спектрум».
 
Подслушивал: корреспондент CRE Павел Назаркин

Коментарии (0)


Поделиться

Материалы по теме

Источник: CRE
События

Что обсуждали на CRE Morning Club

В Москве еще можно строить крупные ТЦ, офисы продолжают быть востребованными, склады стоят дорого, но непонятно сколько, а застраховаться можно от всего, кроме режима нерабочих дней.
18.08
Источник: CRE
События

CRE Morning Club. Возвращение традиционного завтрака состоялось

В Москве состоялся неформальный завтрак, посвященный рынку коммерческой недвижимости. Формат вернулся после более чем годового отсутствия, вызванного пандемией, но избежать темы ее влияния все равно не удается и видимо не удастся еще долго.
10.08
87668

журнал CRE 4 (438)

Апрель
Вышел из печати CRE № 4 (438).   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ЛИДЕРЫ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Спецвыпуск о номинантах премии   Девелопмент OFFprICE В 2024-м офисы на продажу останутся одним из двигателей рынка   Тема номера ЛЁГКОЙ ПОСТУПЬЮ В 2024 году объем light industrial только в Москве может достичь 1,2-1,3млн кв.м   Тенденции СТРАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Многие ТРЦ ждет «суровый американский сценарий» – редевелопмент со строительством жилья, апартаментов или МФЦ   Nota...

подпишись НА эксклюзивные новости cre