Максим Алексеев, юрист практики по недвижимости и инвестициям АБ «Качкин и партнеры»:
- Главным изменением за последние три месяца, которое может повлиять на индустрию рассматриваемого сегмента, на мой взгляд, является принятие нормативных актов, устанавливающих основы для проведения эксперимента по созданию бондовых складов; ряда нормативных документов, устанавливающих основы для обеспечения проводки судов по маршрутам в акватории Северного морского пути; ряда актов в сфере градостроительства, закрепивших в действующем законодательстве понятие «типовое проектное решение», а также скорректировавших состав разделов проектной документации, в том числе к объектам производственного и непроизводственного назначения.
Самыми важными и одновременно самым спорными являются поправки, которые касаются проведения эксперимента по созданию бондовых складов. Важны они в первую очередь тем, что направлены на создание условий для более быстрой доставки товаров покупателям при одновременной экономии на стоимости операций с ними, что для первых будет означать снижение цены, а также решит актуальную задачу замещения товаров брендов, ушедших с российского рынка, за счет параллельного импорта из других стран. Спорными – из-за опасения за возможно негативные последствия для отечественных производителей, чья продукция может не выдержать конкуренции со стороны продукции, реализующейся через гигантские зарубежные маркетплейсы.
Что касается будущего, то в настоящий момент мне неизвестны какие-либо законопроекты, находящиеся на рассмотрении в Госдуме и готовые к принятию этой осенью. Однако стоит ожидать в рамках уже озвученного эксперимента по созданию бондовых складов внесения изменений в иные законодательные акты, в том числе, возможно, в законодательство о налогах и сборах, законодательство о таможенном регулировании.
Александр Казарин, юрист практики специальных проектов юридической фирмы VEGAS LEX:
– Сегмент складов и логистики (как и все сегменты сферы недвижимости) в последние месяцы существует в режиме экстренного преодоления последствий, связанных с глобальными геополитическими событиями, произошедшими после 24 февраля 2022-го. Вместе с тем сегмент логистики ощутил на себе это влияние в большей мере. Так, в связи с введением ограничительных мер США и стран Европейского Союза компании столкнулись со значительными трудностями при доставке продукции. Само собой, что в условиях отсутствия возможности импорта товаров загруженность складских помещений резко снизилась, а логистическая инфраструктура начала испытывать определенные трудности. В этой связи ключевыми законопроектами, принятыми за последние месяцы, являются законопроекты, направленные на стабилизацию ситуации, а также устанавливающие меры поддержки для отрасли.
Первым и ключевым из таких принятых законов стал Федеральный закон от 28.06.2022 № 213?ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», легализующий параллельный импорт. В соответствии с указанным законом не будет считаться нарушением исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации использование результатов интеллектуальной деятельности, выраженных в товарах, перечень которых устанавливается Правительством РФ. Иными словами, правообладатели товарных знаков не смогут привлечь к ответственности лиц, ввозящих или продающих товары на территории Российской Федерации, без их согласия. Данный закон, очевидно, является достаточно спорным, но вместе с тем предполагается, что его реализация позволит наладить процесс импорта товаров и выстроить новые логистические цепочки по поставке ряда товаров.
Еще одно изменение, связанное с текущей ситуацией,– возможность погашения записи об ипотеке по заявлению залогодателя, если залогодержателем является кредитор из «недружественного государства» (Федеральный закон от 14.07.2022 № 332?ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Данный закон призван разрешить ситуацию, когда собственник обремененной залогом вещи не может снять это обременение в связи с тем, что залогодержатель не осуществляет действий, направленных на погашение записи в ЕГРН о наличии такого залога (с подобной ситуацией столкнулись застройщики, привлекающие средства для строительства с использованием организаций, в том числе зарегистрированных в офшорных юрисдикциях, признанных недружественными).
Обращают на себя внимание также «антикризисные» нововведения, которые могут быть полезны при строительстве объектов складской и логистической инфраструктуры, а также капитальном ремонте отдельных элементов комплексов (в части линейных объектов: сетей инженерной инфраструктуры, линий связи и т.д.; Федеральный закон от 01.05.2022 г. № 124?ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации отдельные законодательные акты Российской Федерации»):
• устанавливается возможность осуществления кадастрового учета линейного объекта, основные характеристики которого были изменены в результате капитального ремонта. Государственный кадастровый учет и регистрация прав будут осуществляться по правилам, предусмотренным для случая реконструкции объекта капитального строительства (данное нововведение может быть полезно в случае изменения параметров объекта, если при этом не оформлялась разрешительная документация для осуществления реконструкции);
• установлена возможность проведения кадастровых работ в отношении реконструкции части линейного объекта путем определения местоположения на земельном участке и указания в техническом плане списка координат в отношении реконструированной части или участка линейного объекта при условии указания всех остальных характеристик в отношении всего реконструированного линейного объекта.
Если говорить о планируемых изменениях, то самым ожидаемым является вступление в силу Федерального закона от 21.12.2021 № 430?ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации», дополняющего главу ГК РФ главой 6.1 «Недвижимые вещи» (ранее вступление в силу данного законопроекта планировалось с 1 марта 2023 года, однако Федеральным законом от 28.06.2022 № 185?ФЗ вступление в силу перенесено на 1 сентября 2022 года). Данные изменения во многом отражают выработанные ранее позиции судов, а также ряд отраслевых правил, например, установлено, что:
• создать здания и сооружения можно только в результате строительства. Также их можно образовать путем, например, раздела здания, сооружения или единого недвижимого комплекса;
• в здании или сооружении можно образовать минимум 2 помещения (или машино-места);
• собственник здания или сооружения, которому вопреки общему правилу нельзя пользоваться чужой землей под его имуществом, может это делать только для доступа к нему.
Юрий Аксенов, партнер Orchards:
– В области федерального законотворчества стоит отметить принятие давно ожидаемого «закона о бондовых складах» № 314?ФЗ. Детали проведения эксперимента определяет Правительство в рамках соответствующего постановления: в соответствии с его проектом срок проведения эксперимента – с 01.04.2023 по 01.04.2024, назначенный оператор почтовой связи – АО «Почта России». Как и предполагалось, целями эксперимента являются апробация технологий совершения таможенных операций и подготовка на их основе предложений по совершенствованию законодательства. Эксперимент распространяется на все товары, ввозимые в РФ в целях последующего приобретения физическими лицами в рамках международной электронной торговли и пересылаемые в международных почтовых отправлениях, за исключением подакцизных товаров и товаров, на которые распространяются меры защиты внутреннего рынка.
01.08.2022 также вступили в силу новые Правила технической эксплуатации железных дорог РФ, подробно регламентирующие систему организации движения поездов и требования к технической эксплуатации инфраструктуры ж/д транспорта общего и необщего пользования, а также определяющие обязанности работников железнодорожного транспорта.
Кроме того, Постановлением Правительства № 1299 от 19.07.2022 утвержден список товаров и технологий двойного назначения, в отношении которых осуществляется экспортный контроль.
- Главным изменением за последние три месяца, которое может повлиять на индустрию рассматриваемого сегмента, на мой взгляд, является принятие нормативных актов, устанавливающих основы для проведения эксперимента по созданию бондовых складов; ряда нормативных документов, устанавливающих основы для обеспечения проводки судов по маршрутам в акватории Северного морского пути; ряда актов в сфере градостроительства, закрепивших в действующем законодательстве понятие «типовое проектное решение», а также скорректировавших состав разделов проектной документации, в том числе к объектам производственного и непроизводственного назначения.
Самыми важными и одновременно самым спорными являются поправки, которые касаются проведения эксперимента по созданию бондовых складов. Важны они в первую очередь тем, что направлены на создание условий для более быстрой доставки товаров покупателям при одновременной экономии на стоимости операций с ними, что для первых будет означать снижение цены, а также решит актуальную задачу замещения товаров брендов, ушедших с российского рынка, за счет параллельного импорта из других стран. Спорными – из-за опасения за возможно негативные последствия для отечественных производителей, чья продукция может не выдержать конкуренции со стороны продукции, реализующейся через гигантские зарубежные маркетплейсы.
Что касается будущего, то в настоящий момент мне неизвестны какие-либо законопроекты, находящиеся на рассмотрении в Госдуме и готовые к принятию этой осенью. Однако стоит ожидать в рамках уже озвученного эксперимента по созданию бондовых складов внесения изменений в иные законодательные акты, в том числе, возможно, в законодательство о налогах и сборах, законодательство о таможенном регулировании.
Александр Казарин, юрист практики специальных проектов юридической фирмы VEGAS LEX:
– Сегмент складов и логистики (как и все сегменты сферы недвижимости) в последние месяцы существует в режиме экстренного преодоления последствий, связанных с глобальными геополитическими событиями, произошедшими после 24 февраля 2022-го. Вместе с тем сегмент логистики ощутил на себе это влияние в большей мере. Так, в связи с введением ограничительных мер США и стран Европейского Союза компании столкнулись со значительными трудностями при доставке продукции. Само собой, что в условиях отсутствия возможности импорта товаров загруженность складских помещений резко снизилась, а логистическая инфраструктура начала испытывать определенные трудности. В этой связи ключевыми законопроектами, принятыми за последние месяцы, являются законопроекты, направленные на стабилизацию ситуации, а также устанавливающие меры поддержки для отрасли.
Первым и ключевым из таких принятых законов стал Федеральный закон от 28.06.2022 № 213?ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», легализующий параллельный импорт. В соответствии с указанным законом не будет считаться нарушением исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации использование результатов интеллектуальной деятельности, выраженных в товарах, перечень которых устанавливается Правительством РФ. Иными словами, правообладатели товарных знаков не смогут привлечь к ответственности лиц, ввозящих или продающих товары на территории Российской Федерации, без их согласия. Данный закон, очевидно, является достаточно спорным, но вместе с тем предполагается, что его реализация позволит наладить процесс импорта товаров и выстроить новые логистические цепочки по поставке ряда товаров.
Еще одно изменение, связанное с текущей ситуацией,– возможность погашения записи об ипотеке по заявлению залогодателя, если залогодержателем является кредитор из «недружественного государства» (Федеральный закон от 14.07.2022 № 332?ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Данный закон призван разрешить ситуацию, когда собственник обремененной залогом вещи не может снять это обременение в связи с тем, что залогодержатель не осуществляет действий, направленных на погашение записи в ЕГРН о наличии такого залога (с подобной ситуацией столкнулись застройщики, привлекающие средства для строительства с использованием организаций, в том числе зарегистрированных в офшорных юрисдикциях, признанных недружественными).
Обращают на себя внимание также «антикризисные» нововведения, которые могут быть полезны при строительстве объектов складской и логистической инфраструктуры, а также капитальном ремонте отдельных элементов комплексов (в части линейных объектов: сетей инженерной инфраструктуры, линий связи и т.д.; Федеральный закон от 01.05.2022 г. № 124?ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации отдельные законодательные акты Российской Федерации»):
• устанавливается возможность осуществления кадастрового учета линейного объекта, основные характеристики которого были изменены в результате капитального ремонта. Государственный кадастровый учет и регистрация прав будут осуществляться по правилам, предусмотренным для случая реконструкции объекта капитального строительства (данное нововведение может быть полезно в случае изменения параметров объекта, если при этом не оформлялась разрешительная документация для осуществления реконструкции);
• установлена возможность проведения кадастровых работ в отношении реконструкции части линейного объекта путем определения местоположения на земельном участке и указания в техническом плане списка координат в отношении реконструированной части или участка линейного объекта при условии указания всех остальных характеристик в отношении всего реконструированного линейного объекта.
Если говорить о планируемых изменениях, то самым ожидаемым является вступление в силу Федерального закона от 21.12.2021 № 430?ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации», дополняющего главу ГК РФ главой 6.1 «Недвижимые вещи» (ранее вступление в силу данного законопроекта планировалось с 1 марта 2023 года, однако Федеральным законом от 28.06.2022 № 185?ФЗ вступление в силу перенесено на 1 сентября 2022 года). Данные изменения во многом отражают выработанные ранее позиции судов, а также ряд отраслевых правил, например, установлено, что:
• создать здания и сооружения можно только в результате строительства. Также их можно образовать путем, например, раздела здания, сооружения или единого недвижимого комплекса;
• в здании или сооружении можно образовать минимум 2 помещения (или машино-места);
• собственник здания или сооружения, которому вопреки общему правилу нельзя пользоваться чужой землей под его имуществом, может это делать только для доступа к нему.
Юрий Аксенов, партнер Orchards:
– В области федерального законотворчества стоит отметить принятие давно ожидаемого «закона о бондовых складах» № 314?ФЗ. Детали проведения эксперимента определяет Правительство в рамках соответствующего постановления: в соответствии с его проектом срок проведения эксперимента – с 01.04.2023 по 01.04.2024, назначенный оператор почтовой связи – АО «Почта России». Как и предполагалось, целями эксперимента являются апробация технологий совершения таможенных операций и подготовка на их основе предложений по совершенствованию законодательства. Эксперимент распространяется на все товары, ввозимые в РФ в целях последующего приобретения физическими лицами в рамках международной электронной торговли и пересылаемые в международных почтовых отправлениях, за исключением подакцизных товаров и товаров, на которые распространяются меры защиты внутреннего рынка.
01.08.2022 также вступили в силу новые Правила технической эксплуатации железных дорог РФ, подробно регламентирующие систему организации движения поездов и требования к технической эксплуатации инфраструктуры ж/д транспорта общего и необщего пользования, а также определяющие обязанности работников железнодорожного транспорта.
Кроме того, Постановлением Правительства № 1299 от 19.07.2022 утвержден список товаров и технологий двойного назначения, в отношении которых осуществляется экспортный контроль.