XVI PFM Congress: Кадры, деньги, ФНС

Эксперты рынка Property & Facility Management провели ежегодную встречу, в ходе которой поделились итогами 2022 и ожиданиями от 2023 гг., а также выделили основные вызовы и тренды развития для профессионального управления объектами коммерческой недвижимости.

2227
Изображение взято из источника: CRE

В Москве состоялся шестнадцатый ежегодный Property&Facility Management Congress. Мероприятие проходило в гостинице Hotel Continental на Тверской улице.

Первая сессия в этот раз была поделена на две части, в первой из которых фокус был сделан на текущее положение дел в сфере управления недвижимостью и актуальных проблемах отрасли, а во второй – на изменениях подходов к управлению и решениях, которые в дальнейших позволят компаниям занимать лидирующие позиции на рынке.


Источник: CRE

Модератором первой части выступил Дмитрий Свешников, управляющий директор O1 Standard. Среди основных вопросов этой части Дмитрий выделил вопрос персонала – он и прошел «красной линией» через все обсуждение, несмотря на то, что и другие проблемы отрасли спикерами забыты не были.

Первым выступил Александр Ларин, директор департамента аренды коммерческой недвижимости Central Properties. Александр отмечает, что изменилась потребность арендаторов – требуются помещения с отделкой. На смену иностранным компаниям на объекты Central Properties в 2022 году приходили государственные структуры, IT-компании и СМИ. Что касается сегмента FM, в компании понимают, что линейному персоналу нужно повышать зарплаты, поэтому готовы к увеличению трат на обслуживание.

По словам Бориса Мезенцева, операционного директора MD Facility Management, 2022 год закончился гораздо лучше, чем ожидалось. В частности, проблема оборудования, запчастей и расходных материалов, которая виделась одной из наиболее сложных, в итоге была решена – отчасти китайскими аналогами, отчасти российскими, отчасти позициями под заказ. В 2023 году Борис ожидает роста стоимости FM-услуг, так как все составляющие эксплуатации выросли в цене, а возможности оптимизации уже исчерпаны.

Дмитрий Никоноров, директор по развитию RD Management, в итогах 2022 года отмечает смену типажа заказчика – увеличилось количество госкорпораций, которые постепенно привыкают к работе с профессиональным рынком. Однако, пока получается не у всех. В частности, у Дмитрия вопросы к составлению такими заказчиками ТЗ, где нужно собирать огромный массив данных о компании, что является довольно трудоемким процессом, но по факту слабо коррелируется с качеством и стоимостью услуги. По линейному персоналу – вопрос исключительно в деньгах, считает Дмитрий.

Михаил Харламов, генеральный директор «Компании Сервис Престиж» (ООО «КСП») вспоминает, что с 2021 года многие заказчики пробовали создавать свои клининговые службы, а с середины 2022 года они начали возвращаться к модели клининга на аутсорсе. Также Михаил отмечает, что с уходом иностранных компаний снижаются требования по охране труда. Кроме того, на ситуацию с кадрами в клининге влияет сформировавшееся в обществе отношение к уборщикам, как к низшему классу.

Артем Хечумов, финансовый директор ООО «ЛВН-Менеджмент», соглашается с тем, что все составляющие FM выросли в цене. Сейчас особенно важно финансовое планирование, а маржинальностью зачастую приходится жертвовать, чтобы сохранить портфель. От сегмента торговой недвижимости Артем ожидает в 2023 году трансформации – арендные каникулы для новых арендаторов, ремонты, отсутствие процента по товарообороту, поэтому сегмент немного «просядет». Выходом для FM-оператора будет масштабирование – сохранение прибыли за счет увеличения оборотов.

Дарья Гусева, руководитель отдела по внутренним коммуникациям, оценке и развитию персонала Sawatzky, вспоминает, что в марте по данным HH.ru «схлопнулись» вакансии и ушли соискатели, а уже в мае начался рост. Аналогичная ситуация произошла в сентябре. То есть, рынок привык к кризисам и быстро восстанавливается от новых потрясений. Сейчас идет рост количества вакансий и заработных плат, эти тенденции должны сохраниться в 2023 году. Как компания борется с дефицитом персонала: 1) расширение возрастного ценза, привлечение специалистов сразу после окончания колледжа 2) поиск персонала на других рынках 3) развитие компетенций собственного персонала 4) стабильность компании и зарплаты.

 

Тезисы первой части:

  • Изменились запросы арендаторов - они хотят получать не площади, а продукт
  • В 2023 году ситуация будет улучшаться, вакансия увеличилась, но ставки аренды держатся на прежнем уровне
  • Расходные материалы, оборудование: стоимость выросла на 20 %, увеличились сроки доставки, но дефицита не произошло
  • Возможности для оптимизации исчерпаны
  • Рост госсектора среди заказчиков, специфические методы взаимодействия с ним
  • Тендерные процедуры стали сложнее
  • Кадровый дефицит породил агрессивный хантинг
  • Инхаус-клининг не оправдал ожиданий собственников
  • Снижаются требования к охране труда, что чревато ростом травматизма
  • С уходом зарубежных игроков россияне потеряли интерес к кадровому росту
  • Внимание к страховым договорам
  • Маржинальность снижается ради того, чтобы остаться на объекте
  • Готовим кадры сами - учим, развиваем, платим достойно


Источник: CRE

Модератором второй части первой сессии выступила Елена Малиновская, директор по аренде ООО «Миллхаус», которая в первую очередь дала слово представителям управляющих компаний.

Леонид Волох, генеральный директор, соучредитель Lynks Property Management, видит развитие рынка в слиянии и поглощении бизнесов. То есть, УК расширяют свои компетенции за счет предоставления, например, собственного клининга, а сами интегрируются в структуры собственника, что позволяет даже не сокращать затраты, а переводить FM из затратной части в прибыльную. То есть фактически, все идет в сторону управления «инхаус». «Зеленая» повестка, энергоэффективность – это тренд, который также не будет забыт.

Наталья Афанасова, директор по управлению эксплуатацией объектов недвижимости CORE.XP, отмечает тренд на привлечение профессиональных компаний в управление региональными торговыми центрами, которые сейчас морально устаревают и требуют реконцепции, для чего важны насмотренность и разнообразный опыт. Что касается других сегментов, на рынке осталось много иностранных компаний, которые существенно сократили штат. Именно они сейчас обращаются к профессиональным УК, оказывающим услуги всего комплекса управления объектами.

Анна Никандрова, партнер, член совета директоров, региональный директор департамента торговой недвижимости и департамента управления недвижимостью Nikoliers, делает упор на Property Management. Анна настаивает на том, что управление недвижимостью – это в первую очередь РМ, то есть управление доходами и расходами объекта, тогда как по конференциям в сфере УК можно подумать, что управление – это наоборот только FM. За счет маржинальности услуги РМ (в три раза выше, чем в FM) компания может инвестировать в менее маржинальные или даже убыточные бизнесы.

Алексей Бугаев, CAFM-эксперт, руководитель Comindware «Моё здание», рассказал о том, как с уходом немецкой платформы в 2022 году родился продукт по управлению зданием уже на российской платформе. По его словам, при внедрении IT за счет повышения эффективности можно экономить до 30% на управлении.

Александр Горбачёв, директор по продукту «ТУРБО Имущественный комплекс», «Консист Бизнес Групп», рассказал о своем продукте. Программное обеспечение позволяет учитывать все имущество, договоры с подрядчиками, распределение задач и статус их выполнения персоналом. Здесь речь большей частью идет об обеспечении порядка, как в хозяйственной части, так и в операционной части функционирования объекта.

 

Тезисы второй части:

  • В ближайшие 5 лет произойдут слияния и поглощения бизнесов владельцами недвижимости
  • Однако, инхаусы нуждаются и в независимой экспертизе
  • Бизнес PM должен  быть энергичен, аналитичен, быстр
  • Customer Experience — перспективное направление в PM
  • Аутсорсинговые компании должны давать собственнику больший портфель услуг, чем может осилить сам собственник
  • Применение автоматизации дает плюс 30% производительности, что позволяет расширить круг клиентов


Между первой и второй сессиями у гостей было время пообщаться и выпить кофе, чтобы с новыми силами продолжить тему управления уже в сфере налогового регулирования. Модератором второй сессии выступил Андрей Кротков, генеральный директор и совладелец Zeppelin.

А начало сессии положило выступление Варвары Бурлевич, заместителя начальника Контрольного управления ФНС России, которое было предложено участникам конференции на эксклюзивной основе, поэтому не попало в видео трансляцию. Если кратко, то Варвара рассказала о шагах, которые ФНС предпринимает для обеления FM и клининга, в частности, о реестре добросовестных и недобросовестных подрядчиков и необходимости для всех участников рынка работать с компаниями из так называемой «зеленой зоны», потому что в случае нарушений ФНС будет проверять всю цепочку от исполнителя до собственника.

Екатерина Роганова, исполнительный директор Ассоциации добросовестных налогоплательщиков «РАДО», выступила следующим спикером сессии. Отметим, что «РАДО» представляет интересы бизнеса в диалоге с ФНС. Главной целью ассоциаций «РАДО» и «АКФО» Екатерина видит разъяснение для участников рынка налоговых процедур и инструментов для повышения уверенности добросовестного бизнеса и формирования его положительной репутации.

Анна Гордеева, руководитель направления по работе с заказчиками фасилити услуг Ассоциации добросовестных налогоплательщиков «РАДО», рассказала об информационном ресурсе, созданном на базе ассоциации. За основу «раскраски» компаний на ресурсе – зеленая, оранжевая и красная зоны – были взяты платежи по НДС и оплате труда. В среднем по рынку на эти платежи приходится порядка 15% прибыли, а для представителей АКФО этот показатель составляет 25%, что по словам Анны, является показателем добросовестности участников ассоциации.

А в заключение деловой программы мероприятия выступила Александра Родионова, руководитель налоговой практики, партнер Адвокатского бюро BGMP. Александра рассказала о судебной практике по налоговым оговоркам.

 

Тезисы второй сессии:

  • Проект по обелению из пилотного перешел в стадию активного и состоявщегося
  • Заказчикам больше не удастся остаться в стороне, за грехи подрядчиков нести ответственность перед ФНС теперь будут они
  • Для страховки этих рисков существует отличный инструментарий - налоговая оговорка и инфоресурс РАДО ФМ
  • Зрелость и успешность проекта обеления подтверждается сформировавшейся судебной практикой


Источник: CRE

После завершения деловой части наступило время нетворкинга и легких закусок. Под эту часть мероприятия было отведено около полутора часов, что соответствует потребностям рынка – большинство экспертов отмечают, что именно возможность живого общения в кулуарах является одной из важнейших причин для посещения профессиональных мероприятий.


Партнеры XVI PFM Congress: Zeppelin, CORE.XP, O1 Standard, RD Management, Comindware «Моё здание», Nikoliers, Sawatzky

Спонсоры: «ТУРБО Имущественный комплекс»

 

Вся конференция в формате видео ЗДЕСЬ
 

Коментарии (0)


иГРОКИ РЫНКА

Professional FM

Никоноров Дмитрий

Управление и эксплуатация недвижимости

Standard Property & Facility Management

Standard Property & Facility Management

Свешников Дмитрий

Инвестиции

Central Properties

Millhouse

Малиновская Елена

Управление и эксплуатация недвижимости

MD Facility Management

Lynks Property Management

Волох Леонид

Управление и эксплуатация недвижимости

RD Management

Nikoliers

Никандрова Анна

Управление и эксплуатация недвижимости

Sawatzky

CORE.XP

Афанасова Наталья

Инвестиции

Millhouse

Zeppelin

Кротков Андрей

Управление и эксплуатация недвижимости

Lynks Property Management

Поделиться

Материалы по теме

Источник: CRE
События

CRE X-Mass: итоги года оказались позитивнее, чем ожидалось

Ведущие представители консультантов девелоперов и управляющих компаний обсудили итоги 2022 и спрогнозировали ситуацию на рынке в 2023 году. Традиционное итоговое мероприятие CRE состоялось 15 декабря в Hotel Continental.
19.12
Источник: cre.ru
CRE Awards

Все победители CRE Federal Awards 2022

Поздравляем всех победителей ежегодной премии в области коммерческой недвижимости CRE Federal Awards!
 
22.09
90125

журнал CRE 5 (439)

Май
Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Вышел из печати CRE № 5 (439).   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ОТ ПОБЕДЫ К ПОБЕДЕ Фоторепортаж с церемонии премии   Тема номера ИНОГДА ОНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ? «Лихие 90-ые» нам не грозят   Мнение СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ РАЗВИТИЯ СКЛАДСКОГО РЫНКА Генеральный директор «Raven Russia» Игорь Богородов делится своим видением ситуации   Офисы В ЗОНУ КОМФОРТА Будущее офисного рынка – за сервисом   Индустрия го...

подпишись НА эксклюзивные новости cre