В Москве состоялся шестнадцатый ежегодный Property&Facility Management Congress. Мероприятие проходило в гостинице Hotel Continental на Тверской улице.
Первая сессия в этот раз была поделена на две части, в первой из которых фокус был сделан на текущее положение дел в сфере управления недвижимостью и актуальных проблемах отрасли, а во второй – на изменениях подходов к управлению и решениях, которые в дальнейших позволят компаниям занимать лидирующие позиции на рынке.
Источник: CRE
Модератором первой части выступил Дмитрий Свешников, управляющий директор O1 Standard. Среди основных вопросов этой части Дмитрий выделил вопрос персонала – он и прошел «красной линией» через все обсуждение, несмотря на то, что и другие проблемы отрасли спикерами забыты не были.
Первым выступил Александр Ларин, директор департамента аренды коммерческой недвижимости Central Properties. Александр отмечает, что изменилась потребность арендаторов – требуются помещения с отделкой. На смену иностранным компаниям на объекты Central Properties в 2022 году приходили государственные структуры, IT-компании и СМИ. Что касается сегмента FM, в компании понимают, что линейному персоналу нужно повышать зарплаты, поэтому готовы к увеличению трат на обслуживание.
По словам Бориса Мезенцева, операционного директора MD Facility Management, 2022 год закончился гораздо лучше, чем ожидалось. В частности, проблема оборудования, запчастей и расходных материалов, которая виделась одной из наиболее сложных, в итоге была решена – отчасти китайскими аналогами, отчасти российскими, отчасти позициями под заказ. В 2023 году Борис ожидает роста стоимости FM-услуг, так как все составляющие эксплуатации выросли в цене, а возможности оптимизации уже исчерпаны.
Дмитрий Никоноров, директор по развитию RD Management, в итогах 2022 года отмечает смену типажа заказчика – увеличилось количество госкорпораций, которые постепенно привыкают к работе с профессиональным рынком. Однако, пока получается не у всех. В частности, у Дмитрия вопросы к составлению такими заказчиками ТЗ, где нужно собирать огромный массив данных о компании, что является довольно трудоемким процессом, но по факту слабо коррелируется с качеством и стоимостью услуги. По линейному персоналу – вопрос исключительно в деньгах, считает Дмитрий.
Михаил Харламов, генеральный директор «Компании Сервис Престиж» (ООО «КСП») вспоминает, что с 2021 года многие заказчики пробовали создавать свои клининговые службы, а с середины 2022 года они начали возвращаться к модели клининга на аутсорсе. Также Михаил отмечает, что с уходом иностранных компаний снижаются требования по охране труда. Кроме того, на ситуацию с кадрами в клининге влияет сформировавшееся в обществе отношение к уборщикам, как к низшему классу.
Артем Хечумов, финансовый директор ООО «ЛВН-Менеджмент», соглашается с тем, что все составляющие FM выросли в цене. Сейчас особенно важно финансовое планирование, а маржинальностью зачастую приходится жертвовать, чтобы сохранить портфель. От сегмента торговой недвижимости Артем ожидает в 2023 году трансформации – арендные каникулы для новых арендаторов, ремонты, отсутствие процента по товарообороту, поэтому сегмент немного «просядет». Выходом для FM-оператора будет масштабирование – сохранение прибыли за счет увеличения оборотов.
Дарья Гусева, руководитель отдела по внутренним коммуникациям, оценке и развитию персонала Sawatzky, вспоминает, что в марте по данным HH.ru «схлопнулись» вакансии и ушли соискатели, а уже в мае начался рост. Аналогичная ситуация произошла в сентябре. То есть, рынок привык к кризисам и быстро восстанавливается от новых потрясений. Сейчас идет рост количества вакансий и заработных плат, эти тенденции должны сохраниться в 2023 году. Как компания борется с дефицитом персонала: 1) расширение возрастного ценза, привлечение специалистов сразу после окончания колледжа 2) поиск персонала на других рынках 3) развитие компетенций собственного персонала 4) стабильность компании и зарплаты.
Тезисы первой части:
- Изменились запросы арендаторов - они хотят получать не площади, а продукт
- В 2023 году ситуация будет улучшаться, вакансия увеличилась, но ставки аренды держатся на прежнем уровне
- Расходные материалы, оборудование: стоимость выросла на 20 %, увеличились сроки доставки, но дефицита не произошло
- Возможности для оптимизации исчерпаны
- Рост госсектора среди заказчиков, специфические методы взаимодействия с ним
- Тендерные процедуры стали сложнее
- Кадровый дефицит породил агрессивный хантинг
- Инхаус-клининг не оправдал ожиданий собственников
- Снижаются требования к охране труда, что чревато ростом травматизма
- С уходом зарубежных игроков россияне потеряли интерес к кадровому росту
- Внимание к страховым договорам
- Маржинальность снижается ради того, чтобы остаться на объекте
- Готовим кадры сами - учим, развиваем, платим достойно
Источник: CRE
Модератором второй части первой сессии выступила Елена Малиновская, директор по аренде ООО «Миллхаус», которая в первую очередь дала слово представителям управляющих компаний.
Леонид Волох, генеральный директор, соучредитель Lynks Property Management, видит развитие рынка в слиянии и поглощении бизнесов. То есть, УК расширяют свои компетенции за счет предоставления, например, собственного клининга, а сами интегрируются в структуры собственника, что позволяет даже не сокращать затраты, а переводить FM из затратной части в прибыльную. То есть фактически, все идет в сторону управления «инхаус». «Зеленая» повестка, энергоэффективность – это тренд, который также не будет забыт.
Наталья Афанасова, директор по управлению эксплуатацией объектов недвижимости CORE.XP, отмечает тренд на привлечение профессиональных компаний в управление региональными торговыми центрами, которые сейчас морально устаревают и требуют реконцепции, для чего важны насмотренность и разнообразный опыт. Что касается других сегментов, на рынке осталось много иностранных компаний, которые существенно сократили штат. Именно они сейчас обращаются к профессиональным УК, оказывающим услуги всего комплекса управления объектами.
Анна Никандрова, партнер, член совета директоров, региональный директор департамента торговой недвижимости и департамента управления недвижимостью Nikoliers, делает упор на Property Management. Анна настаивает на том, что управление недвижимостью – это в первую очередь РМ, то есть управление доходами и расходами объекта, тогда как по конференциям в сфере УК можно подумать, что управление – это наоборот только FM. За счет маржинальности услуги РМ (в три раза выше, чем в FM) компания может инвестировать в менее маржинальные или даже убыточные бизнесы.
Алексей Бугаев, CAFM-эксперт, руководитель Comindware «Моё здание», рассказал о том, как с уходом немецкой платформы в 2022 году родился продукт по управлению зданием уже на российской платформе. По его словам, при внедрении IT за счет повышения эффективности можно экономить до 30% на управлении.
Александр Горбачёв, директор по продукту «ТУРБО Имущественный комплекс», «Консист Бизнес Групп», рассказал о своем продукте. Программное обеспечение позволяет учитывать все имущество, договоры с подрядчиками, распределение задач и статус их выполнения персоналом. Здесь речь большей частью идет об обеспечении порядка, как в хозяйственной части, так и в операционной части функционирования объекта.
Тезисы второй части:
- В ближайшие 5 лет произойдут слияния и поглощения бизнесов владельцами недвижимости
- Однако, инхаусы нуждаются и в независимой экспертизе
- Бизнес PM должен быть энергичен, аналитичен, быстр
- Customer Experience — перспективное направление в PM
- Аутсорсинговые компании должны давать собственнику больший портфель услуг, чем может осилить сам собственник
- Применение автоматизации дает плюс 30% производительности, что позволяет расширить круг клиентов
Между первой и второй сессиями у гостей было время пообщаться и выпить кофе, чтобы с новыми силами продолжить тему управления уже в сфере налогового регулирования. Модератором второй сессии выступил Андрей Кротков, генеральный директор и совладелец Zeppelin.
А начало сессии положило выступление Варвары Бурлевич, заместителя начальника Контрольного управления ФНС России, которое было предложено участникам конференции на эксклюзивной основе, поэтому не попало в видео трансляцию. Если кратко, то Варвара рассказала о шагах, которые ФНС предпринимает для обеления FM и клининга, в частности, о реестре добросовестных и недобросовестных подрядчиков и необходимости для всех участников рынка работать с компаниями из так называемой «зеленой зоны», потому что в случае нарушений ФНС будет проверять всю цепочку от исполнителя до собственника.
Екатерина Роганова, исполнительный директор Ассоциации добросовестных налогоплательщиков «РАДО», выступила следующим спикером сессии. Отметим, что «РАДО» представляет интересы бизнеса в диалоге с ФНС. Главной целью ассоциаций «РАДО» и «АКФО» Екатерина видит разъяснение для участников рынка налоговых процедур и инструментов для повышения уверенности добросовестного бизнеса и формирования его положительной репутации.
Анна Гордеева, руководитель направления по работе с заказчиками фасилити услуг Ассоциации добросовестных налогоплательщиков «РАДО», рассказала об информационном ресурсе, созданном на базе ассоциации. За основу «раскраски» компаний на ресурсе – зеленая, оранжевая и красная зоны – были взяты платежи по НДС и оплате труда. В среднем по рынку на эти платежи приходится порядка 15% прибыли, а для представителей АКФО этот показатель составляет 25%, что по словам Анны, является показателем добросовестности участников ассоциации.
А в заключение деловой программы мероприятия выступила Александра Родионова, руководитель налоговой практики, партнер Адвокатского бюро BGMP. Александра рассказала о судебной практике по налоговым оговоркам.
Тезисы второй сессии:
- Проект по обелению из пилотного перешел в стадию активного и состоявщегося
- Заказчикам больше не удастся остаться в стороне, за грехи подрядчиков нести ответственность перед ФНС теперь будут они
- Для страховки этих рисков существует отличный инструментарий - налоговая оговорка и инфоресурс РАДО ФМ
- Зрелость и успешность проекта обеления подтверждается сформировавшейся судебной практикой
Источник: CRE
После завершения деловой части наступило время нетворкинга и легких закусок. Под эту часть мероприятия было отведено около полутора часов, что соответствует потребностям рынка – большинство экспертов отмечают, что именно возможность живого общения в кулуарах является одной из важнейших причин для посещения профессиональных мероприятий.
Партнеры XVI PFM Congress: Zeppelin, CORE.XP, O1 Standard, RD Management, Comindware «Моё здание», Nikoliers, Sawatzky
Спонсоры: «ТУРБО Имущественный комплекс»