Ноги кормят

По данным Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, в экономике России все острее становится проблема нехватки работников любой квалификации и профессии. О дефиците «качественной рабочей силы» к концу 2022-го сообщили 55% компаний. Ситуация в отдельных сегментах рынка коммерческой недвижимости, логистики, e-commerce и ретейла еще хуже: в феврале игроки в очередной раз заявили о «катастрофическом дефиците кадров» - от курьеров, операторов и водителей до топ-менеджеров.  

Автор: Евгений Арсенин. Журнал CRE Склады и логистика, февраль 2023 г.
3244
Изображение взято из источника: cre.ru
По данным опроса Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, кадровый голод стал главной трудностью для российских предприятий, опередив даже главный доминирующий фактор последних десяти лет – недостаточный платежеспособный спрос. О дефиците «качественной рабочей силы» к концу 2022-го сообщили 55% компаний.

В SuperJob сложившуюся на рынке труда ситуацию называют уникальной: аналитики видят не приток, как было в кризисных же 2008 или 2014 годах, но сокращение числа резюме. Специалисты, у которых есть стабильная или относительно стабильная работа, отказываются от планов ее смены, а работодатели, наученные пандемией коронавируса, не торопятся сокращать персонал. На кадровую политику бизнеса влияет еще и очередное дно демографической «ямы» - следствие низкой рождаемости в 90-х гг.

В свою очередь, изменения в соотношении мужчин и женщин уже коснулись позиций, где можно найти место работы, не требующее значительной физической силы. Доля соискателей-женщин только за первые 9 месяцев 2022-го выросла на 5-6 процентных пунктов, например, среди курьеров и комплектовщиков. Настолько же изменилось гендерное соотношение среди специалистов по тестированию ПО и менеджеров по продажам. Среди специалистов отделов сбыта численный перевес, пусть и минимальный, сейчас тоже на стороне женщин: соискательницы составляют 51% от общего числа разместивших резюме (в марте женщин было 45%).



Вырос и средний возраст соискателей-мужчин. Правда, важно  понимать, что «возрастных» соискателей не стало больше — процентное соотношение изменилось за счет уменьшения числа соискателей моложе 45 лет, подчеркивают в SuperJob. Мужчины призывного возраста в принципе реже готовы менять работу по разным причинам (и в первую очередь, это возможность отсрочки от мобилизации и стабильная работа предприятия).
 
МОЛОДО, ЗЕЛЕНО
 
В свою очередь, для молодежи, по данным опроса Kontakt InterSearch Russia и BrandUp&YounGo, самой желанной кажется профессия IT-специалиста. На последнем месте – профессия бухгалтера (1%). 51% молодых респондентов планирует работать по специальности, 17% не планируют и 35% затрудняются дать ответ. Ежедневно в офисе готовы работать 37% опрошенных, 56% хотели бы гибридный формат.

63% опрошенных видят развитие своей карьеры в создании собственного бизнеса, 45% хотели бы развиваться экспертно и стать профессионалами своего дела, при этом руководящая должность не имеет для них значения, 44% говорят о желании стать фрилансерами, топ-менеджерами хотели бы стать 21% опрошенных. Основными причинами для увольнения могут стать отсутствие перспектив развития – 67%, понижение заработной платы – 59%, токсичный коллектив, трудное руководство – 51% и повышенный уровень стресса – 51%.



Февральские события 2022 года никак не повлияли на желание молодых специалистов работать в российских компаниях, их привлекательность осталась на уровне 8%, как и до февраля. Желание работать в международных компаниях упало всего на 2 п.п. (с 45% до 43%).

Однако ситуация повлияла на желание молодежи уехать из России: 28% рассматривает для себя такую возможность. У 3% респондентов уже есть оффер с релокацией. В топе – специалисты  в сфере рекламы, связей с общественностью, дизайнеры, юристы, архитекторы и инженеры данных. 52% компаний считает, что не стоит пытаться удерживать молодых специалистов, более того, нужно адаптировать систему рекрутмента к тому, что частая смена работы для начинающих сотрудников – это норма. 56% молодых специалистов назвали средним сроком работы в рамках одной компании период в 2-3 года. 48% респондентов-работодателей называют период в 1-2 года средним сроком работы студентов и выпускников в одной компании.

Главным мотивирующим фактором остаются деньги, на втором месте  - возможность развития в индустрии. Пункт «возможность влиять на результаты компании» молодые специалисты поставили на четвертое место (40%), а по мнению компаний-работодателей, этот пункт среди мотивирующих факторов для молодых специалистов стоит на последнем месте (4%).

В свою очередь, 22% компаний замещает освободившиеся рабочие места мобилизованных сотрудников студентами, 11% хотели бы осуществлять такие замены, но студенты не горят желанием выходить на освободившиеся позиции. 81% компаний-работодателей в принципе предпочтет нанять уже закончившего вуз сотрудника, 22% готовы взять студента четвертого курса.
Оплата же труда молодых специалистов в сравнении с прошлым годом почти не изменилась – 67% компаний не повышали заработную плату и только 11% увеличили вознаграждение на 6-10%. 44% компаний готовы платить молодым специалистам от 41 000 – 60 000 рублей, а сталкиваются в 37% случаев с запросом заработной платы от 81 000 рублей. На бесплатную стажировку готовы не больше 5% респондентов из числа молодых специалистов.
 
ВЫСОКИЕ ОТНОШЕНИЯ
 
По данным HeadHunter, логисты уже по итогам третьего квартала 2022-го оказались в числе лидеров по приросту фактических зарплат: за год доход этих специалистов вырос на 9%, что обусловлено их дефицитом. Отрасль больше всего нуждается в массовом и линейном персонале. «Дефицит кадров практически на всех уровнях наблюдается уже несколько лет, и последние политические события его только усугубили, особенно на ключевых должностях, - констатирует Юлия Забазарных, партнер компании Kontakt InterSearch Russia. - Достаточно значимая часть сильных топов уехала из страны, а те, кто остались, опасаются переходить в новую компанию. Они оценивают как риски при переходе, так и риск потерять бронь, если она есть. ИТ-блок традиционно обгоняет другие направления по росту доходов, но в целом в складской индустрии мы видим, скорее, стагнацию уровня доходов в связи с невысокой маржинальностью бизнеса. В ближайшие год-два дефицит усилится, причем практически во всех направлениях. Рецепт «лечения» давно известен – это рыночный уровень компенсации, прозрачность в карьерном росте, развивающая и поддерживающая корпоративная культура, возможность учиться и высокопрофессиональное руководство. То есть все то, что входит в понятие сильного HR-бренда работодателя».



Кадровый дефицит стабилен и «живет» с нами не первый год, поддерживает Дмитрий Пучков, руководитель по развитию платформы «Авито Работа». Глобально на ситуацию влияет естественная демография, последствия которой сейчас стали более заметны, соглашается он с коллегами. По большей части рынок действительно по-прежнему остается соискательским: потенциальные кандидаты до сих пор могут позволить себе выбирать наилучшие условия.
 
РАСПЛЕСКАЛАСЬ СИНЕВА

Транспортно-логистическая сфера стабильно и не первый год входит в десятку сфер с наибольшим числом вакансий. Роль играют как традиционные высокие объемы найма, свойственные сфере, так и частая ротация кадров. Пока тренд весьма устойчив, добавляют аналитики. В годовом выражении прирост вакансий на платформе «Авито Работа» в группе профессий «Транспорт, логистика» составил 35%. Медианная зарплата в отрасли достигла 75 000 рублей, прибавив 15% от прошлого года. На рост зарплаты во многом влияет высокая востребованность специалистов.

Особенно сложная ситуация с «синими воротничками». Дефицит вызван рядом факторов, которые будут отражаться на рынке труда в среднесрочной и долгосрочной перспективе, указывает Галина Кезикова, директор по персоналу «Курьер Сервис Экспресс». И, если в экономике и логистической отрасли в ближайшее время не произойдет кардинальных изменений, решить проблему быстро не получится. «Тем не менее, в январе в нашей сфере мы наблюдали стандартную для сезона ситуацию: высокая активность конца прошлого года сменилась более спокойным январским периодом, - делится она. - С последней декады декабря до второй декады января поисковая активность как работодателей, так и соискателей была стандартно низкой, затем рынок труда стал восстанавливаться. На начало февраля количество вакансий по ключевым линейным должностям у компаний-конкурентов было примерно такое же, как и в октябре, то есть до ажиотажного спроса ноября-декабря 2022 года».

Наиболее востребованными специалистами остаются менеджеры по продажам, водители корпоративного транспорта и водители с личными автомобилями, а также пешие курьеры и складской персонал. Заработные платы по ключевым линейным должностям в логистике продолжают расти: так, уровень зарплаты работников склада в Москве, отраженный в открытых вакансиях, весной прошлого года составлял 35 000 – 70 000 рублей, в ноябре 2022 года – 40 000 – 80 000 рублей, в январе 2023-го – уже 43 000 – 90 000 рублей, перечисляют в «Курьер Сервис Экспресс».
 
СВЕТЛЫЙ ПУТЬ

Как и прежде, высочайшим спросом среди работодателей пользуются водители (22% от общего числа вакансий), соглашается Дмитрий Пучков. Потребность в них увеличилась по ряду причин. Во-первых, это развитие новых цепочек поставок, что часто требует дополнительных работников для усиления, в частности, дальнобойщиков. Доля водителей-дальнобойщиков составила в итоге 19% от общего объема предложений. В ретейле спрос на водителей растет и за счет увеличения популярности онлайн-торговли и услуг доставки. В связи с высокими темпами производства и развитием агропредприятий увеличилась потребность в водителях и со стороны промышленности и АПК.



Спрос в сегменте, очевидно, растет не только на водителей. Транспортные и логистические компании также заинтересованы в привлечении работников склада: кладовщиков (3% от общего объема), водителей погрузчиков (2%) и комплектовщиков (2%). Предпосылки для возникновения кадрового дефицита линейных сотрудников никуда не делись, и он, скорее всего, будет усиливаться, констатирует Галина Кезикова. «В качестве примера можно рассмотреть все ту же должность водителя с личным автомобилем, - предлагает она. - Сейчас ситуация следующая: стоимость обслуживания транспортного средства продолжает расти; оригинальные запчасти становятся значительно дороже, а сроки их доставки увеличиваются; возможности покупки нового авто сократились (это связано со снижением доступного выбора моделей, общего уровня дохода у населения, инфляцией); поломки становятся более частыми, а сроки ремонта растут. Все это приводит к тому, что часть водителей, ранее работавших на личных авто, переходит в разряд водителей корпоративного транспорта, другие ищут альтернативные возможности заработка без использования собственных транспортных средств».
 
ВАС ОЖИДАЮТ

Надежда Комиссарова, директор по персоналу «Бета ПРО», в свою очередь, указывает на нехватку не любых, но именно квалифицированных сотрудников среди складского и производственного персонала. Причем кандидаты запрашивают высокую заработную плату, не имея соответствующего опыта и желания этот опыт получить, то есть научиться.

В первую очередь, квалифицированных специалистов не хватает в итоге в сфере фулфилмента - складской обработки и логистики интернет-заказов. Рынок фулфилмента достаточно узкий, поэтому существует дефицит профессиональных технологов и аналитиков, компетентных технических сотрудников и IT-специалистов, указывает г-жа Комиссарова.

На уровне производственного персонала есть недостаток в квалифицированных операторах, бригадирах, сменных управляющих складов, специалистов на участок «Приемка товаров». «Мы вынуждены пересматривать зарплаты, как с точки зрения индексации (по данным Росстата, в 2022 году инфляция составила 11,94%), так и в соответствии с рынком труда, - продолжает эксперт. - По отдельным категориям персонала (например, в сфере IT) зарплаты растут чаще, порой - каждые полгода. Но повышением оплаты труда мы не ограничиваемся, работаем и над мотивационными факторами, которые позволяют сохранять сотрудников в компании. Такими как «белая» зарплата, система наставничества и обучения на этапе ввода в должность, развитие навыков через предложение новых задач».

Среди офисного же персонала дефицита кадров в компании, напротив, не отмечают. Отдельные направления даже столкнулись с переизбытком кандидатов - финансисты, юристы, логисты, диспетчеры. Многие соискатели готовы идти на понижение должности - например, с позиции финансового директора охотно откликаются на позицию руководителя отдела. Однако не каждый из них готов пересмотреть требования по уровню оплаты труда.
 
БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ

В связи с бумом сервисов доставки особенно быстро растет потребность и в курьерах, рассказывает Дмитрий Пучков. «Недавно с нашим партнером Salary Index мы проводили масштабное исследование, в ходе которого выяснили, что за последние пять лет число вакансий для доставщиков увеличилось в 11 раз, - рассказывает он. - Такая впечатляющая динамика связана с изменением отношения к профессии курьера. Бум, несомненно, стимулировала и пандемия. В связи с этим иногда курьеры действительно могут зарабатывать шестизначные суммы. Несмотря на то, что на должность доставщика можно устроиться без опыта, многие работодатели борются за кадры, стараясь предложить наилучшие условия для потенциальных кандидатов. Это касается не только зарплат, но и систем обучения, карьерных перспектив, комфортных условий труда и т.д.».

В ближайшей перспективе ситуация на рынке труда в России вряд ли изменится - у соискателей по-прежнему будет большой выбор предложений, а конкуренция за квалифицированные кадры со стороны работодателей усилится. «Однако речь именно о качественных и профессиональных сотрудниках, - убеждена Надежда Комиссарова. - На это влияет и будет влиять ряд факторов. Во-первых, сохраняющаяся эмиграция специалистов. Во-вторых, демографическая яма - на рынок труда выйдет поколение, рожденное в период демографического кризиса. В-третьих, нежелание молодого поколения развиваться и получать качественное классическое образование. Общаясь с соискателями, мы видим, что даже выпускники вузов порой не обладают базовыми знаниями и навыками, чтобы занимать ту или иную должность. Это одна из причин, почему в последнее время более привлекательными по профессиональным качествам становятся кандидаты 40+».

Однако работодатели в любом случае будут вынуждены приложить максимум усилий для удержания персонала, добавляет Галина Кезикова. Речь идет в том числе о ювелирной проработке и расширении компенсационного пакета, мотивационных программ, обучении и адаптации.
 
Прямая речь
 
Мария Шиповалова, директор по персоналу и коммуникациям FM Logistic в России:
 
 - Мы отмечаем высокий спрос на операторов механизированных и автоматизированных складов, операторов ПК, водителей ричтраков и грузового транспорта. Особенно сложно с водителями. Дефицит рабочих мы наблюдаем во всех регионах присутствия нашей компании.

Коментарии (0)


Поделиться

Материалы по теме

Источник: cre.ru
Экспертный анализ

Все сложено

Сегмент складов и логистики остается не только одним из самых стабильных, но и перспективных на рынке коммерческой недвижимости даже в кризис. Эксперты – о прогнозах-2023.

Журнал CRE Склады и логистика, февраль 2023 г.
03.04
Источник: Radius Group
Экспертный анализ

Пойдем своим путем

Россия планирует создать отечественного контейнерного оператора для международных и каботажных перевозок по Северному морскому пути. Это поможет сгладить негативные эффекты в условиях, когда грузы для России с февраля блокируются на земле, в воздухе и на море, а ситуация в логистике уже полгода характеризуется как «катастрофическая». Эксперты – о том, как, кто, что и куда теперь вообще возит.
 
Журнал «CRE Склады и логистика», август 2022.
09.09
Источник: CRE
Экспертный анализ

Прожектор перестройки

По данным Bright Rich | CORFAC International, объем вакансии только на складском рынке Москвы уже к началу июля составил 711 490 кв. м. По сравнению с майскими показателями объем предложения вырос более чем в два раза Но «катастрофы нет», считают игроки: если макроэкономическая ситуация не ухудшится, все или почти все будет поглощено за счет минимального ввода, субаренды, снижения ставок и экспансии продуктовых ретейлеров.

Обзор ситуации на рынке складской недвижимости – в Теме Номера «CRE Склады и логистика», август 2022г.
08.09
90533

журнал CRE 2 (436)

февраль 2024
Стратегическим партнером журнала в 2024 году является компания PIONEER Ознакомиться с PDF-версией номера можно ЗДЕСЬ Вышел из печати CRE №2 (436) соредактором в котором выступил Игорь Коновалов, председатель правления Группы Инпром Эстейт. Номер посвящен прогнозам на 2024 год.  В НОМЕРЕ: Летучка Игорь КОНОВАЛОВ: "Русские люди могут и должны создавать капитал в России" Инвестиции ТИХАЯ ГАВАНЬ Недвижимость останется главным защитным и самым надежным в условиях падающего рубля и в...

подпишись НА эксклюзивные новости cre