Топовые арендные ставки торговых помещений (prime retail rents) представляют собой обычную для данного рынка открытую ставку аренды, которую международный ритейлер готов платить за лучшее помещение на первом этаже в лучшем месте для данного рынка (либо на лучшей торговой улице города, либо в торговом центре), говорится в новом отчете CB Richard Ellis (CBRE), Global Retail MarketView.
Спрос на торговые помещения упал повсеместно, так как потребители сокращают расходы, и уровень безработицы продолжает расти. Развивающиеся рынки оказались подвержены кризису в большей степени. Наибольшее падение ставок затронуло Буэнос-Айрес, в нем ставки стали меньше на 37%, Варшаву - падение составило 33%, и Вашингтон - 26%.
Несмотря на 10% снижение, Нью-Йорк остается городом с самыми высокими топовыми арендными ставками в мире, которые составляют $18 000 за кв.м. в год. Ставки в Нью-Йорке почти в два раза выше, чем Гонконге, который занимает второе место со ставками $9 750 за кв.м. в год. При этом Москва поднялась с 4 места в прошлом году на 3, обогнав Париж и Токио по уровню топовых арендных ставок.
Москва, занимая 3 место в мировом рейтинге, продолжает оставаться самым дорогим городом Европы, с уровнем топовых арендных ставок $7 900 за кв.м. Париж и Лондон завершают тройку самых дорогих городов Европы"
При этом снижение спроса и рост вакантных площадей повлияли на Индекс арендных ставок EU-27, который впервые показал годовое падение в 1,2% (снижение на 3% в первом квартале). Ритейлеры предъявляют меньший спрос на торговые помещения, но существуют исключения, так многие дискаунтеры и продуктовые ритейлеры объявили о планах экспансии. Основной тенденцией остаются переговоры между арендаторами и владельцами помещений о снижении арендных ставок и улучшения условий аренды в обмен на продление договора аренды.
«Величина арендной ставки отражает возможную выручку с квадратного метра, который может получить арендатор. Несмотря на повсеместное ухудшение конъюнктуры, отразившееся и на выручке, и на арендных ставках, Москва остается высокодоходным рынком для международных ритейлеров, где выручка с квадратного метра превышает аналогичные показатели в Европе,» - объясняет лидерство Москвы Анна Ширяева, генеральный директор компании Магазин Магазинов в ассоциации с CB Richard Ellis.