Согласно данным Городской службы занятости населения на начало октября 2009 г. впервые с начала года уменьшилось количество официально зарегистрированных безработных. Результаты исследований, проведенных Росстатом в III квартале 2009 г., свидетельствуют о возрастании потребительской уверенности населения. Подобная тенденция приводит к формированию позитивных ожиданий у торговых операторов относительно будущего рынка торговой недвижимости и стабилизации ситуации в отношениях с собственниками торговых центров.
Существующее положение дел также приводит к изменению отношения настоящих и потенциальных собственников торговых объектов к советам консультантов, принимающих участие в реализации проектов на разных стадиях. Основной заботой девелопера становится не столько строительство объекта, сколько его востребованность со стороны торговых операторов. Это относится и к тем объектам, реализация которых была начата несколько лет назад и не завершена в изначально заявленные сроки. Зачастую собственникам подобных объектов приходится пересматривать всю концепцию проекта. Это связано с изменившейся ситуацией на рынке в целом и локальным конкурентным окружением в частности, а также с появлением новых брендов и изменениями технических условий, которые торговые операторы предъявляют к объектам. Ряд проектов, которые и в докризисное время не могли добиться высокой заполняемости торговых площадей в связи с устареванием существующей концепции, в настоящее время вынуждены ее менять, в том числе, прибегая к частичной, или даже полной перестройке объекта.
Среди крупных объектов, ожидаемых к вводу до конца текущего года, стоит отметить торговые центры «Золотой Вавилон Ростокино» (Проспект Мира, вл. 211, общая площадь - 241 000 кв. м, открытие - 18 ноября 2009 г.) и «Город» (Энтузиастов ш., д. 12/2, общая площадь - 240 000 кв. м, открытие - конец декабря 2009 г.). Ожидается также открытие первой очереди окружного торгового центра «Речной Вокзал» (ст. м. «Речной вокзал», общая площадь I очереди - 26 000 кв. м, открытие - IV квартал 2009 г.) и нескольких объектов районного масштаба, таких как ТЦ «Маркос» (Алтуфьевское ш., вл. 70, общая площадь - 41 800 кв. м), ТЦ «Ключевой» (Борисовские Пруды ул., общая площадь - 26 600 кв. м). Строительство ряда объектов, открытие которых было запланировано на конец текущего года, переносится на следующий год. Причины не новы: проблемы с финансированием строительства, неправильное прогнозирование объемов и сроков строительных и отделочных работ, и т.д. Однако наиболее остро встает проблема со сдачей проекта в аренду (торговые операторы приостановили свое развитие в региональные города и не входят в проекты, находящиеся на начальных стадиях строительства). Кроме того, выход объекта на рынок может быть отложен в связи с тем, что арендаторы поздно выходят на отделку и не успевают ее закончить к дате запланированного открытия торгового центра.
После традиционного летнего падения объема продаж торговые операторы ожидают, каким будет спрос на новые осенне-зимние коллекции, которые традиционно дороже весенне-летних. Именно объем и динамика продаж в IV квартале 2009 г. будут определять дальнейшие планы операторов. В настоящий момент некоторый рост спроса со стороны потребителей может быть связан с существованием отложенного спроса, а не с общим улучшением ситуации.
Если говорить о ситуации в целом, то увереннее всего себя чувствуют торговые операторы, ориентированные на аудиторию с доходами ниже среднего (дискаунтеры). Вероятнее всего, это стало одной из причин, по которой Decathlon выводит на рынок свой бренд - Koodza (жесткий дискаунтер, занимающий меньшие площади и представляющий преимущественно товары, которые являются лидерами продаж в магазинах Decathlon). Компания Castorama выводит на рынок своего оператора City Format, который занимает меньшие площади. Наряду с магазинами, работающими по франшизе, первые собственные магазины в России открывает компания Nike. В июле текущего года компания открыла свой первый «Дисконт-Центр» в Санкт-Петербурге (в ТЦ «Румба»), в сентябре - в Москве (Новослободская ул., д. 3). Также в августе в торговом центре «ЕвроПарк» состоялось открытие первого в России магазина итальянской марки детской одежды Nucleo, а в торговом центре «Метрополис» - салон обуви и аксессуаров Centro.
На рынок выходят швейцарский одежный бренд Tally Weijl и