0 ДНЕЙ
0 ЧАСОВ

Дорожная сеть и рынок автоперевозок

В России, как известно, две беды: дураки и дороги. Не секрет, что состояние автодорожной сети напрямую влияет на развитие экономики страны в целом и торговли – в частности. Поэтому в данном номере журнала Commercial Real Estate мы рассмотрим состояние дорожной сети России и рынка автоперевозок.

Статистика
Дорожное хозяйство России представляет собой единый производственно-хозяйственный комплекс, включающий все автомобильные дороги общего пользования Российской Федерации и более 3000 учреждений и предприятий различных форм собственности. По данным Росавтодора, сеть автомобильных дорог Российской Федерации по состоянию на 01.01.2002 г. включала 904,7 тыс. км автодорог, в том числе 759,3 тыс. км дорог с твердым покрытием и 145,4 тыс. км грунтовых дорог. Протяженность сети автомобильных дорог России общего пользования по состоянию на 01.01.2003 г. составляет около 593 тыс. км, в том числе с твердым покрытием – около 541,6 тыс. км (91%), грунтовых – около 53 тыс. км. При этом протяженность федеральных автомобильных дорог общего пользования составляет около 47 тыс. км, в том числе с твердым покрытием – около 46,6 тыс. км (99,0%), а территориальных автомобильных дорог общего пользования – 546 тыс. км, в том числе с твердым покрытием – 495 тыс. км (около 90%).
Федеральные автомобильные дороги составляют около 5,2% общей протяженности автодорог страны, но при этом на них приходится почти половина всей транспортной работы (грузооборота и пассажирооборота), выполняемой автомобильным транспортом предприятий и населения, а также практически 100% транспортной работы, связанной с обслуживанием внешнеторгового оборота. Протяженность ведомственных (частных) дорог в Российской Федерации – около 316 тыс. км, в том числе с твердым покрытием – около 222 тыс. км (около 70,3%).
За 2002 год прирост сети автомобильных дорог общего пользования составил около 4,3 тыс. км (включая протяженность приведенных в нормативное состояние и принятых в сеть территориальных бывших сельских дорог).
По данным Минтранса РФ, по объемам грузоперевозок автотранспорт превосходит железнодорожный магистральный транспорт в 5,6 раза. На долю автомобильного транспорта приходится около 74% общего объема перевозок грузов, перевезенных всеми видами транспорта страны. За 2003 год рост грузооборота и объемов перевозок грузов, выполненных автомобильным транспортом, составил 103,5 и 101,9% к уровню 2002 года соответственно. Общий объем международных автомобильных перевозок российских внешнеторговых грузов в текущем году возрос на 17,8% и достиг 25,75 млн. т. При этом объемы, выполненные автоперевозчиками России, возросли на 21,5%. Удельный вес международных автомобильных перевозок, выполненных российскими перевозчиками, продолжает расти и составил на сегодня 36%, что выше аналогичного показателя предыдущего года на 1,2%.
Автомобильные грузоперевозки на коммерческой основе осуществляют порядка 108 тыс. предприятий (имеющих лицензии) всех отраслей экономики, являющихся владельцами грузовых автотранспортных средств, и, кроме того, более 130 тыс. индивидуальных владельцев (физических лиц).
Всеми видами транспорта в Российской Федерации в международном сообщении перевозится свыше 400 млн. т грузов стоимостью свыше $100 млрд. Доля автомобильного транспорта в общем объеме внешнеторговых российских грузов, перевозимых всеми видами транспорта, – 4,5%, в то же время стоимость этих грузов – около 27%. Таким образом, автомобильным транспортом перевозятся наиболее дорогостоящие грузы.
Объем международных грузов, перевезенных автомобильным транспортом в 2003 г., составил 25,74 млн. т, что выше предыдущего года на 17,8%. В импортном направлении автомобильным транспортом перевезено свыше 16,8 млн. т грузов (рост 16,8%) и в экспортном направлении – 8,9 млн. т (рост 19,2%). Объем перевозок грузов, выполненных российскими автоперевозчиками в 2003 году, составил более 9,26 млн. т, рост к 2002 г. составил 21,5%.

Программы развития
Поэтапное развитие федеральных и территориальных автодорог, обеспечивающих международные и межрегиональные связи на территории Российской Федерации, в настоящее время осуществляется в соответствии с подпрограммой «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» (2002–2010 годы)», утвержденной постановлением правительства Российской Федерации от 05.12.2001 г. № 848, а также программами совершенствования и развития автомобильных дорог федеральных округов до 2010 года на основе социально-экономических критериев, приоритетных проектов, сроков их реализации и необходимых инвестиций.
К 2010 г. почти все федеральные дороги будут иметь капитальное покрытие, обеспечивающее пропуск современных транспортных нагрузок с высокими скоростями. Протяжение федеральных автодорог с переходным типом покрытия сократится в 1,9 раза. Общее протяжение федеральных автодорог к 2010 г. возрастет до 50 тыс. км за счет перевода в их число наиболее загруженных территориальных дорог и создания новых направлений.
В основу определения очередности развития сети автомобильных дорог и мостовых переходов были положены принципы максимальной эффективности инвестиций в условиях прогнозируемого финансирования, реальных темпов строительства и ремонта дорог в регионах, а также учета предложений субъектов Российской Федерации.
Обустройство международных транспортных коридоров будет осуществляться на паритетных условиях, как за счет федерального бюджета, так и за счет территориальных дорожных фондов субъектов Федерации. Будут привлекаться внешние источники финансирования – средства частных и зарубежных инвесторов.

Окружные дороги
В различных федеральных округах Российской Федерации предусматривается проведение серьезных работ по улучшению дорожной сети в стране.
Так, в Центральном федеральном округе предусматривается реконструкция головных участков выходящих из Москвы магистральных дорог «Холмогоры», «Беларусь», «Волга», «Урал», «Россия». Кроме того, будут модернизированы федеральные магистрали в составе Панъевропейских транспортных коридоров № 2 и № 9, завершена реконструкция от Москвы до Воронежа магистрали «Дон», обеспечивающей выход к крупнейшей в России курортной зоне, морским портам на побережье Черного и Азовского морей. Планируется строительство мостовых переходов через Волгу у г. Кинешма и на обходе г. Ярославля, завершено формирование межрегионального маршрута Москва–Екатеринбург, в составе которого будет построен ряд объектов, в том числе обход г. Костромы с мостом через Волгу.
Также будет завершено строительство и реконструкция участков дорог на маршруте Урень – Шарья – Никольск – Котлас, позволяющем пропускать транзитные потоки в обход перегруженных движением магистралей Московского региона, и участки маршрута Украина (граница) – Курск – Воронеж – Саратов – Уральск, обеспечивающего кратчайший выход из Центральной Европы в Среднюю Азию, что будет содействовать укреплению экономических интересов страны в этом регионе и переключению на эти дороги международных перевозок, которые сейчас осуществляются по альтернативным путям, проложенным вне пределов Российской Федерации.
В Северо-Западном федеральном округе за счет средств федерального бюджета и с участием средств ЕБРР ведется строительство кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Санкт-Петербурга. Будут построены и реконструированы подъезды к сооружаемым и модернизируемым портам в Финском заливе на территории Ленинградской области. Это позволит повысить эффективность работы портов в северной части Финского залива и обеспечить автодорожный проезд к стратегически важному порту Кронштадт.
В соответствии с Соглашением по формированию и развитию межрегионального автодорожного коридора по маршруту Санкт-Петербург – Екатеринбург построено и введено в эксплуатацию 210 км дорог. После завершения строительства участка дороги по Костромской области пробег автомобильного транспорта, следующего из Уральского региона в Санкт-Петербург, сократится на 300 км.
На федеральной автомобильной дороге «Россия» (Москва – Санкт-Петербург) намечено продолжение реконструкции на участке от Тосно до Великого Новгорода по территории Новгородской области. Кроме того, в конце сентября состоялся тендер по подбору инвестора на строительство платной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург. Общий объем инвестиций в проект оценивается специалистами в 180 млрд. руб.
Завершено строительство и введение в эксплуатацию участка автомобильной дороги Пудож – Каргополь, что позволило обеспечить прямую связь Архангельской области с Карелией. Пробег автотранспорта в направлении на Санкт-Петербург и Мурманск сократился на 500 км (по сравнению с маршрутом через Вологду).
Значительное внимание уделяется Панъевропейскому транспортному коридору № 1 «Виа-Балтика». В июне 2003 г. подписан договор между правительством Российской Федерации и правительством Республики Польша о реконструкции автомобильных дорог и строительстве на них АПП для обеспечения автомобильного сообщения между Калининградом и Эльблонгом. Ведется работа по привлечению к реализации дорожных проектов средств Евросоюза.
В Южном федеральном округе, кроме работ на транспортном коридоре север – юг, будет продолжено строительство других важнейших федеральных дорог, обеспечивающих перераспределение и пропуск межрегиональных и международных автомобильных потоков по кратчайшим маршрутам к портам на Черном и Азовском морях и в Закавказье.
К первой очереди строительства и реконструкции планируются участки дорог, имеющие стратегическое значение для региона и Российской Федерации. Из федеральных дорог это магистрали «Дон», «Кавказ» и их территориальные дублеры, автодорожный маршрут от Новороссийска до Сочи вдоль Черноморского побережья, участки автодорог Краснодар – Сочи, Ставрополь – Краснодар, Адлер – Красная Поляна, а также строительство уникального тоннеля через Шаумяновский перевал, связывающей столицу Адыгеи г. Майкоп с Черноморским побережьем.
Для обеспечения бесперебойных межрегиональных связей Северного Кавказа с государствами Закавказья – Арменией, Грузией и Азербайджаном – предусматривается дальнейшее развитие автомобильной дороги от магистрали «Кавказ» в Республике Северная Осетия. Транспортные потоки будут направлены в обход крупных населенных пунктов – городов Сочи, Ростов-на-Дону, Краснодар, Нальчик и других, что позволит разгрузить перенасыщенные городские магистрали, оздоровить экологическую обстановку.
Для обеспечения экспортно-импортных перевозок будет продолжено развитие автодорожных подходов к морским и речным портам – Новороссийску, Туапсе, Таганрогу и др.
В Волгоградской области продолжится развитие федеральной автодороги Сызрань – Саратов – Волгоград, а также строительство мостового перехода через реку Волга в г. Волгоград. В Ставропольском крае предусмотрено продолжение развития автодорог Кочубей – Минеральные Воды, подъезда к Ставрополю от автодороги «Кавказ».
В Приволжском федеральном округе в настоящее время ведется строительство уникальных мостовых переходов: первая очередь мостового перехода через р. Волга в г. Ульяновске длиной 12,8 км (с 1998 г.), вторая очередь мостового перехода через р. Волга в Саратове (первая очередь принята в эксплуатацию в 2000 г.), первая очередь мостового перехода через реку Кама длиной 13,9 км на автодороге Казань – Оренбург (рабочее движение открыто в 2002 году).
На Второй международной евроазиатской конференции по транспорту, состоявшейся в Санкт-Петербурге в сентябре 2000 года, всеми заинтересованными странами было подписано дополнение к Меморандуму(без названия?), формализующее продление коридора № 2 до Нижнего Новгорода с перспективным развитием до Екатеринбурга. В настоящее время дополнение вступило в силу.
На автодороге «Вятка» намечено продолжить начатые в 2002 году работы по капитальному ремонту, а также строительство обходов нескольких городов.
В настоящее время по автомобильной дороге Казань – Оренбург, обеспечивающей пропуск межрегиональных и международных автомобильных потоков из Европейского региона в Среднюю Азию, разрабатываются обоснования инвестиций в ее развитие на территории Республики Татарстан и Оренбургской области. В Самарской области завершится строительство подъезда к г. Оренбургу от автодороги «Урал» и намечается продолжение строительства обхода г. Сызрани.
В Республике Башкортостан намечено в 2003–2004 гг. завершение ранее начатого строительства на автодороге Самара – Уфа – Челябинск, а также капитальный ремонт участков для обеспечения нормативного транспортно-эксплуатационного состояния.
В Уральском федеральном округе приоритетными объектами развития являются: участок магистрали «Урал» от границы Башкирии до Челябинска, участок автомобильной дороги Екатеринбург – Челябинск, отдельные участки дороги Екатеринбург – Тюмень, строительство и реконструкция автодороги по нормативам II-III категорий в обход территории Казахстана общей протяженностью 196 км, что позволит обеспечить бесперебойные межрегиональные перевозки Центрального и Приволжского регионов с Уралом и Сибирью.
В Челябинской области продолжится строительство и реконструкция участков автодороги М-5 «Урал», будет продолжено формирование дорожного коридора Северо-запад – Урал по маршрутам Санкт-Петербург – Екатеринбург и Архангельск – Екатеринбург.
В целях реализации связей по направлению запад – восток и север – юг предусматривается приступить к созданию двух новых дорожных коридоров в регионе по маршрутам Пермь – Томск с выходом на автомобильную дорогу «Байкал» и Тюмень – Салехард, отдельные участки которых в настоящее время уже построены и обеспечивают местные связи.
В Сибирском федеральном округе главной задачей будет завершение формирования основного транспортного коридора восток – запад, который имеет важное геополитическое и стратегическое значение для России. Крупнейшими объектами здесь являются строительство обходов городов Новосибирск, Красноярск, Абакан, а также реконструкция и модернизация участков автодорог «Байкал», «Енисей», «Чуйский тракт» с низким техническим уровнем в составе межрегиональных маршрутов, обеспечивающих международные перевозки.
В Дальневосточном федеральном округе основные усилия концентрируются на важнейшей стройке – автодороге «Амур» (Чита – Хабаровск). Эта автомобильная дорога обеспечит связь западных регионов России с Дальним Востоком и будет иметь важное социально-экономическое, стратегическое и оборонное значение. Магистраль пройдет по территории Читинской и Амурской областей и Еврейского автономного округа. Общая протяженность магистрали Чита – Хабаровск составляет 2165 км. Строительство магистрали Чита – Хабаровск началось еще в 1978 году по распоряжению Совета Министров СССР, датированному 1966 годом. К 1994 году было построено около 27% общей протяженности трассы. Первоочередной задачей сегодня является ликвидация грунтовых разрывов для обеспечения выходов из дальневосточных регионов на опорную дорожную сеть России.
Запланированное на 2008 год завершение строительства автомагистрали «Амур» (Чита – Хабаровск) обеспечит сквозной проезд по трансконтинентальному автодорожному коридору Европа – Белоруссия – Москва – Владивосток. В настоящее же время существует лишь пионерный технологический проезд на всем протяжении ранее отсутствовавшего сквозного проезда по автомобильной дороге Москва – Владивосток на участке Чита – Хабаровск.
На территории Республики Саха (Якутия) будет ликвидирован грунтовый разрыв на федеральной автомобильной дороге «Колыма» Якутск – Магадан, продолжена реконструкция и капитальный ремонт федеральной автомобильной дороги «Лена». Предусматривается продолжение строительства автодороги Хабаровск – Находка в Хабаровском и Приморском краях. Протяженность дороги 824 км, к началу текущего года построено 239 км, главным образом по территории Хабаровского края.

В настоящем обзоре использованы материалы доклада руководителя Росавтодора Игоря Слюняева «Развитие и модернизация дорожной сети России и особенности инвестирования в них»



журнал CRE 16 (373)

Сентябрь 2
Скачать номер можно ЗДЕСЬ В номере Цифры и факты Оценка: «Неудовлетворительно»   Тема номера Со дна не стучали. Сколько стоит прогибаться под изменчивый мир   Cover Story No Knock From the Bott om   Тренд Сколько стоит прогибаться под изменчивый мир   Ритейл Приключения электроников   Мнение Торговые коридоры должны вести в светлое будущее   Законодательство «Последствия» пандемии в виде штрафов и уголовной ответственности останутся с нами надолго   Номер выпущен п...

Популярное

Переговоры

«Оружейный» не купят

Центробанк отказался от покупки бизнес-центра. Сделка могла стать крупнейшей на рынке коммерческой недвижимости.

21.09
Сделка

KR Properties наполняет Khimki One арендаторами

Компания «КЛС-Трейд», представляющая бренд «Интерскол» на российском рынке, арендовала 897 кв. м в бизнес-центре Khimki One компании KR Properties.

17.09
Игроки рынка

Сбербанк выделил более 7 млрд рублей на Comcity

PPF Real Estate договорилась с банком о предоставлении новой кредитной линии на строительство второй очереди офисного парка в «новой Москве».

17.09
Сделка

В «Романовом Дворе» откроется клуб Noodome

Проект займет 6 тыс. кв. м и станет самым крупным арендатором офисных площадей делового центра.

17.09
Исследования рынка

Представляем новый номер Федерального гида!

Ежегодный обзор рынка коммерческой недвижимости регионов России по состоянию на середину 2020 года  Торговая, офисная, складская и гостиничная недвижимость в ключевых городах.
18.09
Игроки рынка

C&W сможет выдавать антиковидные сертификаты

Компания теперь предлагает услугу сертификации по стандарту Fitwel, ориентированному на здоровье и комфорт сотрудников, а также по получению отдельного сертификата Viral Response, свидетельствующего о максимальной защите объекта от вирусов.

17.09
Открытие

На Патриарших откроют бар, в котором не наливают

Флагманский парфюмерный бутик Kilian Paris от производителя Хеннеси расположится на улице Малая Бронная, 24. Оформлено помещение в барной стилистике.

17.09

подпишись НА эксклюзивные новости cre