Nielsen исследовала перспективы восстановления потребительского спроса в России

Ритейлерам стоит делать ставку на молодежь и агрессивное развитие дистрибуции в регионах, считают специалисты международной компании  Nielsen, которая провела исследование перспектив дальнейшего восстановления потребительского спроса в условиях роста продовольственной инфляции и самые продуктивные стратегии роста для брендов и розничных сетей в России.

9134
Автор: CRE

«Впервые осторожный оптимизм россиян нашел свое отражение в восстановлении продаж FMCG-рынка, - комментирует Дуайт Уотсон, управляющий директор Nielsen в странах Северо-Восточной Европы. - Сегодня самое время воспользоваться возможностями, которые открываются на российском рынке, но следует трезво оценивать новые вызовы, такие как растущая продовольственная инфляция, новые рациональные привычки потребления россиян, и учитывать уникальность рынка».

Результаты исследований Nielsen показывают, что Россия сочетает в себе черты развитых и развивающихся рынков: она характеризуется сравнительно высоким уровнем дохода потребителей и быстрым появлением инноваций - как зрелый рынок, и обладает хорошим потенциалом роста - как молодой.

Перспективы роста российского рынка подкрепляются пока еще высокой долей молодежи среди потребителей – до 40% из них составляют люди в возрасте до 30 лет, в то время, как среднеевропейский уровень составляет лишь 27%. Эта категория потребителей является самой интересной для активации брендов в ближайшие 10 лет, поскольку здесь можно ожидать постепенное увеличение объемов спроса с ростом благосостояния этой группы в будущем.

Высокая склонность к сбережениям, которую сейчас демонстрируют все возрастные группы российских потребителей, также представляет собой потенциальную возможность для роста: накопленные средства могут стать важной частью прироста платежеспособного спроса.

После кризиса россияне стали более рациональными в своем покупательском поведении, и чувствительность к промо-акциям существенно выросла, что в будущем может стать важнейшим инструментом для активизации спроса. По данным исследований Nielsen, в 2010 году 64% потребителей демонстрировали активную заинтересованность в промо-акциях.
Новинки – еще один фактор роста на российском рынке сегодня и в будущем. В 2010 на полках торговых точек в городской России на их долю приходилось 20% товарных позиций.

Самого значительного успеха добиваются в России бренды, которые активно развивают дистрибуцию.

«Несмотря на изменения в конъюнктуре рынка, Россия по-прежнему остается страной с чрезвычайной фрагметированностью торговых сетей и сложностями в системе дистрибуции, вызванными географическими и климатическими факторами, - говорит Илона Лепп, директор по развитию бизнеса Nielsen в Северо-Восточной Европе. Сегодня знаковый успех среди торговых сетей принадлежит именно тем компаниям, которые инвестировали в региональную экспансию. Среди производителей наибольшего роста продаж и доли добились те, кто наращивали дистрибуцию за пределами Москвы, Санкт-Петербурга, и других крупных городов».

Среди каналов дистрибуции флагманом по-прежнему остаются небольшие супермаркеты, доля которых среди магазинов современного смешанного формата выросла с 19% в 2008 году до 22, 44% в 2010 году. И наибольшим потенциалом для роста обладают города второго эшелона. Общее же количество магазинов  современного формата за пределами 24 крупных городов выросло на 49% - за период с 2007 по 2010 годы.

В крупных городах в ближайшие несколько лет можно ожидать роста количества гипермаркетов. Пока же уровень концентрации этих магазинов остается невысоким. На миллион жителей Москвы приходится 3 гипермаркета, Нижнего Новгорода – 7, в Санкт-Петербурге – 10. В Европе этот показатель - 14 гипермаркетов.

Другая яркая тенденция и возможность для роста брендов – рост количества специализированных магазинов как Москве и Санкт-Петербурге, так и за пределами обеих столиц: например, число магазинов товаров для животных выросло в 2010 году на 19%, булочных - на 22%, а магазинов детских товаров - на 23% (по сравнению с 2009).

Устойчивый рост магазинов-специалистов говорит о том, что наряду с хорошей ценой, которую ищут рациональные потребители сегодня, важным для многих остается так называемый shopping experience – атмосфера, сервис, разнообразный ассортимент, включая премиальные товары. Большинство FMCG-сетей масс-маркет сегмента удовлетворить этой потребность не могут. 

Наряду со «специалистами», традиционная торговля остается сегодня и в будущем чрезвычайно важным каналом для развития дистрибуции, что неудивительно: в городской России, по данным Nielsen, насчитывается сегодня свыше 385,5 тыс. традиционных магазинов и магазинов-специалистов.



журнал CRE 6 (440)

Июнь
Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Вышел из печати CRE №6 (440), выпущенный в соредакторстве с директором Группы PLT Михаилом Тарасовым.   Читайте в номере: Летучка «УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА НА НАШЕМ РЫНКЕ БУДЕТ ТОЛЬКО УСИЛИВАТЬСЯ, ЭТО ПРОСТО НЕИЗБЕЖНО» Обсуждаем с Михаилом Тарасовым главные темы дня и номера   Актуально РАЗОШЛИСЬ ПО КЛАССАМ Представлена обновленная впервые за десять лет классификация офисной недвижимости Москвы   Тема номера ТЯЖЕЛЫЙ...

Популярное

Источник: CRE
Сделка

В Comcity сделка более чем на 7 тыс. кв. м

Новым резидентом офисного парка стала компания IEK Group. Консультант сделки - ILM.
11.07
Источник: CRE
Проект

ГК «Ориентир» выходит в Калининград

Девелопер построит для компании X5 Group мультитемпературный распределительный центр площадью 26 800 кв. м.
10.07
Источник: CRE
Игроки рынка

CORE.XP нарастила сделки со складами

По итогам II квартала 2024 года объем сделок с участием консультантов компании превысил 339 тыс. кв. м, а за полугодие в целом достиг 426 тыс. кв. м.
11.07
Источник: BMS Development Group
Назначения

BMS Development Group усиливает финансы

Александр Ситников назначен финансовым директором девелоперской группы.
 
11.07
Источник: CRE
Сделка

Финтех-компания арендовала офис в Space 1 Арбат

Консультантом сделки по аренде 30 рабочих мест выступила компания Remain.
11.07
Источник: CRE
Проект

«Дочка» Газпромбанка может построить логопарк

В строительство складского комплекса площадью 150 тыс. кв. м на 30 га в Истринском городском округе  «ГПБ-Инвест» может вложить около 10 млрд рублей.
12.07
Источник: CRE
Переговоры

Radius Group и Ozon готовят сделку года

Маркетплейс может арендовать все 270 тыс. кв. м строящегося логопарка «Северные врата». Это может стать крупнейшей сделкой за 2024 год по аренде площадей на складском рынке. Годовые арендные платежи маркетплейса могут достигать 3,5 млрд рублей.
15.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre