Положительная динамика наблюдается на региональных рынках торговой недвижимости: возобновляется работа по анонсированным проектам, уровень арендных ставок стабилизировался и имеет потенциал к росту. Укрепляющийся потребительский рынок и интерес арендаторов создают потенциал для региональной экспансии. Активизация ритейлеров наблюдается как в городах-миллионниках, так и в полумиллионниках, а также в городах с численностью населения менее полумиллиона человек. Последние являются востребованными со стороны ритейлеров благодаря невысокому уровню конкуренции и хорошему потенциалу для развития.
Уровень свободных помещений в качественных и наиболее востребованных торговых центрах Москвы снизился и составляет менее 1%. Данная тенденция имеет место в целом по России. Отмечается постепенное увеличение арендных ставок в качественных торговых центрах.
Рост активности ритейлеров характерен как для московского, так и для региональных рынков, о чем свидетельствует выход новых брендов в Москву и в регионы России.
За первое полугодие 2011 г. на рынок Москвы вышли следующие новые бренды: сеть закусочных Wendy’s открыла первую закусочную в Москве на Старом Арбате; магазин американской молодежной одежды American Eagle появился в ТРЦ «Афимолл»; холдинг «ДжамильКо» заключил эксклюзивный контракт с Louis Vuitton Moet & Hennessy Group на продажу товаров DKNY в России; первый магазин DKNY Jeans открылся в ТРЦ «Европейский»; магазин Jaeger, один из британских лидеров в сфере производства и дизайна модной одежды класса люкс, открылся в ТРЦ «Метрополис». На 2011 г. запланирован выход таких брендов, как «Apple store» (в ТЦ «Москва») и «Banana republic» (в ТРЦ «Афимолл Сити»).
В планы развития ритейлеров, по данным компании, входит открытие новых торговых точек в Москве и Московской области, С.-Петербурге, Астрахани, Ростове-на-Дону, Самаре, Владимире, Екатеринбурге, Челябинске, Уфе, Вологде, Барнауле, Рязани, Новосибирске, Воронеже, Краснодаре.
В июне 2011 г. совокупное предложение торговых площадей на рынке Москвы составило 6,084 млн кв. м (GLA - 3,049 млн). Главным событием этого полугодия стало официальное открытие ТРЦ «Афимолл Сити» (ММДЦ «Москва Сити», GBA – 179 000 кв.м., GLA – 101 000 кв.м.). В целом за январь - июнь 2011 г. на рынок были введены 4 торговых объекта общей площадью 265380 кв.м. (GLA - 138540 кв.м.) - «Афимолл Сити», «ТПУ Планерная», «Северное Сияние», «МонАрх». Таким образом, обеспеченность населения Москвы торговыми площадями (GLA) составит 264 кв.м. на тыс. человек.
Объем нового предложения торговых центров на московском рынке снижается по сравнению с предыдущими периодами и формируется проектами, начатыми в докризисный период. До конца года к вводу заявлено около 157300 кв. м. арендуемой площади, которые обеспечат 7 торговых центров - «Калейдоскоп», Outlet Village Belaya Dacha,«Парус», «Авентура», Brand City / «Веймарт», EGO молл, галерея гостиницы «Москва».
Объем нового совокупного предложения по наиболее крупным качественным торговым центрам на региональных рынках небольшой - 266500 кв. м. общей площади (GLA - 138 000 кв. м). Это связано с тем, что в 2009 г. работа по новым проектам была приостановлена. В настоящее время на рынок выходят преимущественно те объекты, которые начали строиться до кризиса. В ближайшие год-полтора эта тенденция сохранится, в связи с чем можно ожидать сокращения объемов строительства торговой недвижимости в 2011-2012 гг. по сравнению с 2009-2010 гг. В 1 полугодии в России было открыты такие проекты как: «Аура» в Новосибирске и «Лето» в Санкт-Петербурге.
Во второй половине текущего года в регионах заявлено к открытию 7 крупных объектов общей площадью 494500 кв м (GLA - 299 700 кв м) - «Родник» в Челябинске, «Ярмарка» в Астрахани, «М5 Молл» в Рязани, 2-я очередь «Гулливера» в Оренбурге, «Солнечный» в Саратове, «Июнь» в Уфе и «Мадагаскар» в Чебоксарах.
Рынок стрит-ритейла сегодня выходит на докризисный уровень. Сокращение вакантных площадей и положительная динамика арендных ставок свидетельствуют об оживлении спроса в этом сегменте. Наиболее динамичное увеличение спроса наблюдается в сегменте общественного питания.
На рынке стрит-ритейла наблюдается медленный и уверенный рост ставок как в ЦАО, так и в периферийных районах г. Москвы. На помещения с высокой проходимостью ставки растут быстрее, в некоторых торговых коридорах они достигли докризисного уровня. В Центральном административном округе ставки варьируются от $3000 до $7000 за 1 кв. м в год, в спальных районах — от $1500 до $3000 за 1 кв. м в год. Наибольшим спросом пользуются помещения площадью 100-300 кв. м. С июня прошлого года средняя стоимость аренды на главной торговой улице Москвы – Тверской – увеличилась до $8500 за метр. В ближайший год прогнозируется рост ставок в пределах индекса потребительских цен.
На сегодня средний уровень доходности вложений в стрит-ритейл составляет 8-9%, срок окупаемости 10-13 лет, уровень вакантных площадей не превышает 2%.
Первое полугодие 2011 г. охарактеризовалось рядом крупных сделок в сегменте ритейл:
• Компания «Седьмой Континент» приобрела сеть продовольственных гипермаркетов «Мосмарт» (в настоящее время гипермаркеты «Мосмарт», четыре из которых находятся в Москве и один – в подмосковном Воскресенске, заменяются на «Наш гипермаркет»);
• «Холдинг Владимира Потанина «Профмедиа», владеющий кинотеатрами сети «Синема Парк», купил конкурирующую сеть Kinostar de Lux, сформировав крупнейшую киносеть в стране;
• «Дикси Групп» выкупила 100% акционерного капитала Группы компаний «Виктория»;
• Немецкая компания Douglas Holding продала свою сеть Douglas Rivoli конкурентам – владельцам сети «Рив гош»;
• Состоялась продажа ТРЦ Калужский (57 000 кв.м), ориентировочная стоимость сделки - 165-180 млн долл. США;
• ТК «Горбушкин двор» и ТРЦ «Филион» сменили владельца, сумма сделки оценивается в 500 млн долл. США.
Концепции классических торговых центров подвергаются модернизации. Популярным становится реализация двухэтажных магазинов со вторым этажом в виде мезонина.
В настоящее время ставки имеют тенденцию к постепенному росту. В среднем по Москве текущие арендные ставки пока отстают от докризисных показателей, но по наиболее успешным ТЦ ставки аренды достигли докризисного уровня.