Рынок торговой недвижимости демонстрирует устойчивый рост

В первом полугодии 2011г. рынок торговой недвижимости демонстрирует устойчивый рост. Интенсивный  темп восстановления рынка после финансового кризиса создает благоприятный инвестиционный климат для девелоперов и ритейлеров, считают эксперты компании Colliers International.
13195
Автор: CRE

Положительная динамика наблюдается на региональных рынках торговой недвижимости: возобновляется работа по анонсированным проектам, уровень арендных ставок стабилизировался и имеет потенциал к росту. Укрепляющийся потребительский рынок и интерес арендаторов создают потенциал для региональной экспансии. Активизация ритейлеров наблюдается как в городах-миллионниках, так и в полумиллионниках, а также в городах с численностью населения менее полумиллиона человек. Последние являются востребованными со стороны ритейлеров благодаря невысокому уровню конкуренции и хорошему потенциалу для развития.

Уровень свободных помещений в качественных и наиболее востребованных торговых центрах Москвы снизился и составляет менее 1%. Данная тенденция имеет место в целом по России. Отмечается постепенное увеличение арендных ставок в качественных торговых центрах.

Рост активности ритейлеров характерен как для московского, так и для региональных рынков, о чем свидетельствует выход новых брендов в Москву и в регионы России.
За первое полугодие 2011 г. на рынок Москвы вышли следующие новые бренды: сеть закусочных Wendy’s открыла первую закусочную в Москве на Старом Арбате; магазин американской молодежной одежды American Eagle появился в ТРЦ «Афимолл»; холдинг «ДжамильКо» заключил эксклюзивный контракт с Louis Vuitton Moet & Hennessy Group на продажу товаров DKNY в России; первый магазин DKNY Jeans открылся в ТРЦ «Европейский»; магазин Jaeger, один из британских лидеров в сфере производства и дизайна модной одежды класса люкс, открылся в ТРЦ «Метрополис». На 2011 г. запланирован выход таких брендов, как «Apple store» (в ТЦ «Москва») и «Banana republic» (в ТРЦ «Афимолл Сити»).

В планы развития ритейлеров, по данным компании, входит открытие новых торговых точек в Москве и Московской области, С.-Петербурге, Астрахани, Ростове-на-Дону, Самаре, Владимире, Екатеринбурге, Челябинске, Уфе, Вологде, Барнауле, Рязани, Новосибирске, Воронеже, Краснодаре.

В июне 2011 г. совокупное предложение торговых площадей на рынке Москвы составило 6,084 млн кв. м (GLA - 3,049 млн). Главным событием этого полугодия стало официальное открытие ТРЦ «Афимолл Сити» (ММДЦ «Москва Сити», GBA – 179 000 кв.м., GLA – 101 000 кв.м.). В целом за январь - июнь 2011 г. на рынок были введены 4 торговых объекта общей площадью 265380 кв.м. (GLA - 138540 кв.м.) - «Афимолл Сити», «ТПУ Планерная», «Северное Сияние», «МонАрх». Таким образом, обеспеченность населения Москвы торговыми площадями (GLA) составит 264 кв.м. на тыс. человек.

Объем нового предложения торговых центров на московском рынке снижается по сравнению с предыдущими периодами и формируется проектами, начатыми в докризисный период. До конца года к вводу заявлено около 157300 кв. м. арендуемой площади, которые обеспечат 7 торговых центров - «Калейдоскоп», Outlet Village Belaya Dacha,«Парус», «Авентура», Brand City / «Веймарт», EGO молл, галерея гостиницы «Москва».

Объем нового совокупного предложения по наиболее крупным качественным торговым центрам на региональных рынках небольшой - 266500 кв. м. общей площади (GLA - 138 000 кв. м). Это связано с тем, что в 2009 г. работа по новым проектам была приостановлена. В настоящее время на рынок выходят преимущественно те объекты, которые начали строиться до кризиса. В ближайшие год-полтора эта тенденция сохранится, в связи с чем можно ожидать сокращения объемов строительства торговой недвижимости в 2011-2012 гг. по сравнению с 2009-2010 гг. В 1 полугодии в России было открыты такие проекты как: «Аура» в Новосибирске и «Лето» в Санкт-Петербурге.

Во второй половине текущего года в регионах заявлено к открытию 7 крупных объектов общей площадью 494500 кв м (GLA - 299 700 кв м) - «Родник» в Челябинске, «Ярмарка» в Астрахани, «М5 Молл» в Рязани, 2-я очередь «Гулливера» в Оренбурге, «Солнечный» в Саратове, «Июнь» в Уфе и «Мадагаскар» в Чебоксарах.

Рынок стрит-ритейла сегодня выходит на докризисный уровень. Сокращение вакантных площадей и положительная динамика арендных ставок свидетельствуют об оживлении спроса в этом сегменте. Наиболее динамичное увеличение спроса наблюдается в сегменте общественного питания.

На рынке стрит-ритейла наблюдается медленный и уверенный рост ставок как в ЦАО, так и в периферийных районах г. Москвы. На помещения с высокой проходимостью ставки растут быстрее, в некоторых торговых коридорах они достигли докризисного уровня. В Центральном административном округе ставки варьируются от $3000 до $7000 за 1 кв. м в год, в спальных районах — от $1500 до $3000 за 1 кв. м в год. Наибольшим спросом пользуются помещения площадью 100-300 кв. м. С июня прошлого года средняя стоимость аренды на главной торговой улице Москвы – Тверской – увеличилась до $8500 за метр. В ближайший год прогнозируется рост ставок в пределах индекса потребительских цен.
На сегодня средний уровень доходности вложений в стрит-ритейл составляет 8-9%, срок окупаемости 10-13 лет, уровень вакантных площадей не превышает 2%.

Первое полугодие 2011 г. охарактеризовалось рядом крупных сделок в сегменте ритейл:
• Компания «Седьмой Континент» приобрела сеть продовольственных гипермаркетов «Мосмарт» (в настоящее время гипермаркеты «Мосмарт», четыре из которых находятся в Москве и один – в подмосковном Воскресенске, заменяются на «Наш гипермаркет»);
• «Холдинг Владимира Потанина «Профмедиа», владеющий кинотеатрами сети «Синема Парк», купил конкурирующую сеть Kinostar de Lux, сформировав крупнейшую киносеть в стране;
• «Дикси Групп» выкупила 100% акционерного капитала Группы компаний «Виктория»;
• Немецкая компания Douglas Holding продала свою сеть Douglas Rivoli конкурентам – владельцам сети «Рив гош»;
• Состоялась продажа ТРЦ Калужский (57 000 кв.м), ориентировочная стоимость сделки - 165-180 млн долл. США;
• ТК «Горбушкин двор» и ТРЦ «Филион» сменили владельца, сумма сделки оценивается в 500 млн долл. США.

Концепции классических торговых центров подвергаются модернизации. Популярным становится реализация двухэтажных магазинов со вторым этажом в виде мезонина.

В настоящее время ставки имеют тенденцию к постепенному росту. В среднем по Москве текущие арендные ставки пока отстают от докризисных показателей, но по наиболее успешным ТЦ ставки аренды достигли докризисного уровня.

 


 



журнал CRE 10 (444)

Ноябрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегические партнеры журнала: компания Pioneer  компания  ADG group  ИНТЕРВЬЮ Основатель и акционер ГК «Ориентир» Елена Бондарчук: мать, жена, инвестор, девелопер. Именно в таком порядке ТЕМА НОМЕРА Дорого и немило: Как инфляция влияет на рынок коммерческой недвижимости ОФИСЫ - Игра в классиков: первые итоги офисной классификации - Ландшафт как преимущество ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА - Курортный роман: появятся ли в России города-мега...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (18-24 ноября)

Изменения в топ-менеджменте «Самолета», старт проекта Tate с жильем и офисами, коворкинг в «Мёбельбурге», итоги 15-летней работы РАД, термы в Ростове-на-Дону, распродажа активов «Почты России» и другие новости - в нашей традиционной подборке. 
24.11
Источник: Пресс-служба BMS Development Group
Назначения

Зинаида Купеева будет пиарить BMS Development Group

Зинаида Купеева назначена на должность PR-директора BMS Development Group.
 
19.11
Источник: RRG
Проект

RRG привела термы в Ростов-на-Дону

Компания RRG стала автором идеи термального городского курорта в Ростове-на-Дону.
 
19.11
Источник: CRE
Экспертный анализ

Мелочь пузатая: почему бум продажи офисов в нарезку может выйти рынку боком

Продажи офисов в мелкую нарезку уже названы рекордными за всю историю наблюдений. В сегмент особенно активно выходят непрофильные игроки и «диванные» инвесторы, ранее предпочитавшие более понятные активы в виде квартир, сервисных апартаментов и помещений в стрит-ритейле. Однако отдельные эксперты убеждены, что массовая реализация лотов «по мелочи» ставит под угрозу сам рынок институциональной недвижимости и ещё выйдет всем боком, а у распроданных по модели даже цивилизованных «шанхаев» бизнес-центров значительно снизится инвестиционная привлекательность.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
22.11
Источник: CRE
Аукцион

«Почта России» распродает недвижимые активы

На аукцион выставлено недвижимое имущество АО «Почта России» в Москве.
 
 
19.11
Источник: CRE
Экспертный анализ

Приключения электроники: как обслуживание людей людьми становится роскошью и изменяет рынки

На фоне усиливающегося кадрового голода, зарплатных гонок и постоянной оптимизации бизнесами всего и вся, уходит или максимально сокращается любая работа людей с людьми, становясь одним из основных конкурентных преимуществ и даже роскошью. «Тотальная цифровизация» – от касс самообслуживания и роботов на горячих линиях до электронной регистрации в гостиницах и заказов в ресторанах – впрочем, уже много лет назад называлась экспертами «решениями для бедных», и практически же единственным выходом с годами – для любого бизнеса в массовом, среднем минус и среднем сегментах. Среднестатистического клиента – в магазинах, банках, отелях и ресторанах – «глухая цифровая стена» давно раздражает, и он ищет для себя возможности покупок/заказов/услуг там, где роботизация пока минимальна. Тренд усиливается не только в классическом ритейле, индустрии гостеприимства и оффлайн-услугах, но и, казалось бы, в оцифрованном по праву рождения e-commerce, уже начинающем подавать быстрое подключение человека и решение вопросов с живыми специалистами как маркетинговую фишку.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
21.11
Источник: Пресс-служба Кокон
Сделка

Новые сделки OF.RU

Команда OF.RU (Ассоциация Кокон) рассказала о новых сделках.
 
20.11

подпишись НА эксклюзивные новости cre