Реновация гостиниц советской постройки

Реновация старых отелей может принести их собственникам существенное увеличение дохода, а все недостатки таких проектов при правильном подходе можно легко нивелировать.

9532

Рустам Доминов, управляющий партнер, директор направления строительства гостиниц компании STEP.

Значительная часть гостиничного фонда России (в том числе в обеих столицах) по-прежнему представлена морально устаревшими отелями советской постройки. Только в Москве, по оценкам экспертов, на долю таких гостиниц приходится более 50% номерного фонда. Что уж говорить о региональных городах, во многих из которых, объекты постройки советского периода – единственные возможные варианты размещения.

Вместе с тем, эксперты отмечают дефицит качественных гостиничных объектов уровня 3* и, соответственно, высокий спрос на такие объекты. А ведь именно старые гостиницы при сравнительно небольших затратах могут быть доведены до такой категории в случае реконструкции номерного фонда и повышения уровня сервиса.

Следует выделить несколько факторов, показывающих, что рынок реновации отелей советской постройки имеет хорошие перспективы. Так, при оптимальном подходе к реконструкции и последующем правильном позиционировании отеля, такой проект можно окупить в течение 6-8 лет против 11-13 лет – при строительстве гостиницы «с нуля». Возведение нового отеля с большим номерным фондом может позволить себе только крупная девелоперская компания или гостиничная сеть, тогда как для большинства российских инвесторов реконструкция остается единственно возможным вариантом вложений в этот сектор. Стоимость реконструкции обычно составляет около 85% от объема инвестиций в строительство нового здания. Однако расходы можно уменьшить и до 30%, в зависимости от проекта. В среднем затраты на полную реконструкцию гостиницы составляют около $45-60 тыс. на номер без НДС, включая отделку, меблировку и оборудование.

При этом немаловажно, что реновация отеля может проводиться поэтапно, продолжая приносить доход действующему и стабильному бизнесу. Для минимизации единовременных затрат можно не закрывать объект на реконструкцию, а ремонтировать его постепенно в течение нескольких лет, перекрывая различные этажи и разводя потоки гостей. Кроме того, реконструкция положительно влияет на статус объекта, поскольку зачастую проводится одновременно с ребрендингом, повышением уровня отеля и сменой управляющей компании (в том числе включение в международную сеть).

Конечно, реновация отелей советской постройки сопряжена с некоторыми трудностями. К примеру, далеко не всегда можно соблюсти технические требования, которые сегодня являются неотъемлемой частью современных отелей. Так, практически все советские отели устарели с точки зрения современных норм и стандартов (маленькая площадь номеров, неэффективная организация помещений общего пользования, устаревшие инженерные системы, низкие потолки, отсутствие современных противопожарных систем и пр.). Все это  накладывает известные ограничения и затрудняет работу проектировщиков, однако при правильном подходе  не критично.

Вторая сложность вытекает из выше сказанного и связана с тем, что после реконструкции звездность гостиницы советской постройки редко можно поднять выше 3*. Однако стоит ли это делать? Общепризнанный факт – гостиницы  среднего ценового сегмента имеют тенденцию гибко и быстро реагировать на меняющуюся конъюнктуру туристского рынка, экономически выгодны и окупаются быстрее нежели ее конкуренты классом повыше. Спрос на сравнительно недорогие средства размещения остается стабильным всегда. Поэтому не секрет, что качественные трехзвездочные отели нередко приносят своим собственникам гораздо большую прибыль, нежели объекты уровня 4-5*. А позиционируя отель в сегменте эконом-класса, вы вполне можете предложить посетителям сервис на уровне не ниже четырехзвездночной гостиницы, в том числе включив в объект дополнительные функции (ресторан, ночной клуб, боулинг, бильярд, конференц-залы). Уверен, посетители оценят эти нововведения по достоинству и приедут к вам снова.

В Петербурге реновации в том или ином виде прошли уже многие отели. К примеру, гостиница «Прибалтийская», которая в 2006 году была приобретена норвежским холдингом Wenaas и вошла в международную сеть Park Inn. Обновление коснулось номерного фонда, ресторанов и конференц-залов (открыты 30 новых конференц-залов различной величины и большой конгресс-зал вместимостью до 1,5 тыс. человек). Та же участь постигла другой отель, вошедший в сеть – «Park Inn Пулковская». Полной реконструкции подверглись конференц-залы отеля, здесь были открыты новые рестораны, обновлены холлы, бары, бизнес-центр.

В гостиницах «Москва» и «Октябрьская», получивших с 2008 года статус четырехзвездочных, также были существенно повышены уровень сервиса и качество номерного фонда. Из заявленных проектов – глобальное переустройство ждет в ближайшее время гостиницу «Нева» (ул. Чайковского, 17). Общая площадь отеля должна увеличиться с 7,5 тыс. до 12 тыс. кв. м – за счет пристройки мансардного этажа. В этом году должна открыться после реконструкции гостиница «Южная» (Расстанная ул., 2А, корп. 1). Номерной фонд отеля изменяется кардинально. Вместо двух-шестиместных номеров без удобств, рассчитанных на студентов, туристов, командированных, появятся 115 более комфортных двухместных номеров и 5 одноместных класса «стандарт».

Наконец, наша компания завершает реновацию части номерного фонда отеля «Азимут» (бывшая «Советская»). Заказчиком на объекте выступила управляющая компания AZIMUT Hotels. Она приобрела вторую по величине петербургскую гостиницу «Советская» на Лермонтовском проспекте, 43/1 с номерным фондом около 1 000 номеров, еще в 2006 году. С того времени осуществлялась постепенная реновация (без закрытия) построенной в конце 60-х годов прошлого века гостиницы под современный отель бизнес-класса. Компания STEP по договору с AZIMUT Hotels провела реновацию четырех этажей гостиницы общей площадью 4,4 тыс. кв. м. В планах собственника – дальнейшая реконструкция.

Помимо сети AZIMUT о реновации своих отелей в Петербурге уже заявили владельцы гостиниц «Октябрьская» у Московского вокзала и «Санкт-Петербург» на Пироговской набережной. Состояние этих отелей уже не соответствует их центральному месторасположению и для привлечения сюда дополнительных посетителей, а, следовательно, повышения доходности бизнеса, собственникам необходимо как минимум качественное обновление номерного фонда.

Как видно из примеров, пока девелоперов привлекают только удачно расположенные гостиницы (например, в историческом центре города), между тем многие потенциальные объекты под реконструкцию находятся на окраинах или в так называемом депрессивном окружении. В любом случае, ключевой залог успеха любого отеля – организация грамотного управления, в том числе процессом реновации. Это позволит не только вернуть затраченные средства в приемлемые сроки, но и воспитать лояльных вашему отелю посетителей.



журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre