В 2009-2010 гг. на рынок вышло около 2 млн кв. м площадей в составе торговых центров. Однако в дальнейшем из-за неблагоприятной экономической ситуации планы девелоперов существенно изменились. Результат этой коррекции – крайне низкий прирост предложения в сегменте крупноформатных торговых объектов – в течение последующих двух лет заставил многих сетевых операторов рассматривать сегмент торгово-розничных помещений для дальнейшего развития.
Согласно исследованию KF, минимальный прирост предложения в сегменте торговых центров на протяжении 2011-2012 гг. стимулировал интерес торговых операторов к помещениям формата street-retail. К помещениям street-retail отмечается стабильный спрос со стороны частных инвесторов, предпочитающих поэтапно формировать крупный портфель объектов этого типа. Их привлекает возможность получить диверсифицированные и ликвидные активы. В среднем ставка капитализации составляет около 10%.
Традиционно, основную долю спроса на торгово-розничные помещения столицы формируют одежные операторы (в том числе операторы сегмента «премиум»), а также заведения общественного питания.
Среди новых тенденций формирования спроса, можно указать очевидную заинтересованность сетевых продуктовых операторов в размещении своих магазинов (мини-маркетов или супермаркетов) на первых этажах офисных зданий. Наиболее привлекательными для размещения продуктового супермаркета являются здания, в которых офисная составляющая занимает не менее 15 тыс. кв. м, площадь и конфигурация нижнего этажа позволяет организовать торговую и складскую зоны и независимые входные группы, а фасады выходят на оживленные пешеходные улицы или магистрали с интенсивным транспортным потоком.
Еще одной знаковой тенденцией для рынка стало возвращение некоторых торговых операторов на главный торговый коридор Москвы – Тверскую улицу. Например, компания «Евросеть», закрывшая в кризисный период свой флагманский магазин, в конце 2011 г. приняла решение вновь арендовать это же помещение. В 2012 г. компания Samsung вновь арендовала помещение на Тверской улице (на первом этаже БЦ Summit), где открыла новый магазин площадью около 800 кв. м.
Ставки аренды в сегменте торгово-розничных помещений зависят прежде всего от удаленности объекта от центра города: на центральных торговых улицах Москвы ставки варьируются в диапазоне от $1 500 до $3 000, достигая в некоторых случаях $8 000-10 000 кв. м/год. Среднерыночный рост ставок составил 6-8%.
Екатерина Подлесных, руководитель отдела торговых помещений компании Knight Frank, отмечает: «Ранее открытие магазина на центральных торговых улицах, в первую очередь, было ориентировано на узнаваемость бренда, сейчас такие объекты служат скорее для поддержания имиджа бренда и являются показателем его статуса. Кроме того, в последние годы сформировалась тенденция некоторой саморегуляции рынка street-retail: несмотря на то, что в целом сегмент остается чрезвычайно разрозненным, торговые операторы в поисках оптимального помещения оглядываются на существующее соседство, благодаря чему складываются упорядоченные по профилю участки торговых коридоров. В качестве примера можно отметить, например, «детский сектор» Ленинского проспекта, который формировался на протяжении ряда лет, участок luxury-брендов на ул. Большая Дмитровка или концентрацию ресторанов на отрезке Тверской-Ямской».