CBRE: Предварительные итоги 2012 г.

Компания CBRE подводит итоги текущего года на рынке коммерческой недвижимости и анализирует актуальные тенденции на рынках офисной, складской, торговой и гостиничной недвижимости, а также определяет перспективы наступающего 2013 г.
6761

Офисы, Елена Денисова, директор, руководитель отдела офисных помещений


В 2012 г. в офисном сегменте, в целом, продолжились тенденции, которые имели место в 2011 г.  Мы наблюдаем, что и спрос, и предложение продолжают демонстрировать активное движение за пределы ТТК и МКАД.

По итогам года общий объем новых офисных площадей достигнет 600 000 кв. м, что сопоставимо с показателем за 2011 г. Таким образом, общее количество качественных офисных площадей на конец года  составит 13,3 млн кв. м (в сегменте класса А – 2,58 млн кв. м (20%), в сегменте класса В – 10,7 млн кв. м(80%)).

При этом в IV квартале 2012 г. будут наблюдаться максимальные квартальные объемы ввода новых офисных площадей и заключенных сделок. По итогам IV квартала 2012 г. мы ожидаем, что объем ввода новых офисных площадей составит около 206 000 кв. м, из которых на помещения класса А придется 69 800 кв. м (офисный комплекс Алкон). 

Согласно нашим прогнозам, объем заключенных сделок за IV квартал составит около 300 000 кв. м, а общий объем за 2012 г. – 1 – 1,1 млн кв. м, что также сопоставимо с показателем за 2011 г.

Развитие ситуации в офисном сегменте в 2013 г.  останется под влиянием тех же самых факторов, которые играли ключевую роль в 2012 г., а именно: долговых проблем южных стран Еврозоны и, в первую очередь, Греции, а также угрозы углубления рецессии в еврозоне в целом.

В рамках прогноза состояния российского офисного рынка ожидается, что в еврозоне не произойдет ничего экстремально негативного, а во второй половине 2013 г. появятся четкие сигналы преодоления рецессии.

Мы ожидаем, что в 2013 г., как и в 2012 г., основной спрос придется на помещения класса В со стороны российских компаний. Спрос со стороны международных компаний останется ограниченным, по крайней мере, до 2-й половины 2013 г.. При этом общий объем заключенных сделок в 2013 г. будет сопоставим с показателем за 2012 г.: 1,1 млн. кв. м.

В случае развития ситуации в еврозоне по худшему сценарию в 2013 г. мы можем увидеть более слабые показатели офисного рынка.

Склады, Ланс Пилант, директор отдела складской и промышленной недвижимости


Рынок складской недвижимости на сегодняшний день находится в стадии бума. Объем нового строительства составил более 18% совокупного предложения на начало 2012 г. Мы ожидаем дальнейшего роста объемов нового строительства в 2013 г., с учетом того, что общий объем анонсированных к реализации в 2013 г. новых проектов класса А превышает 1,5 млн. кв. м. Наметилась тенденция смещения географии нового предложения с юга на север.

Ритейл и сопутствующая логистика формируют более 75% спроса на складские помещения. 

Сделки формата “Build-to-suit” завоевывают все большую популярность (до 34% рынка в 2012 г.). Эта тенденция сохранится и в 2013 г. и возможно даже превысит показатели этого года.

В 2012 г. базовые ставки аренды стабилизировались в районе 135-140 долларов за кв. м. По нашим прогнозам эта тенденция сохранится и в 2013 г.

Торговые помещения, Полина Жилкина, директор направления стратегического консалтинга


Основной тенденцией на рынке торговой недвижимости 2012 г. стало ожидание. Во-первых, это ожидание крупномасштабных проектов, заявленных к открытию в 2013-2014 г. Во-вторых, ожидание крупных инвестиционных сделок с участием иностранных инвесторов. В-третьих, ожидание активной экспансии иностранных ритейлеров, развивающихся через российских партнеров. Первые два квартала рынок находился в ожидании открытия первого в России профессионального Outlet-центра, в III и IV кварталах – официального объявления о закрытии сделки по продаже ТРЦ «Метрополис».

Стоит отметить также высокую активность среди международных ритейлров, которые вышли на рынок в 2012 г. Наиболее громким событием с  этой точки зрения стало открытие флагманских магазинов британских сетей Hamley’s (универмаг игрушек) и Mamas & Papas (товары для будущих мам) в ТРЦ «Европейский» весной 2012 г. Ждали появления американского Michael Kors, который открыл свой первый монобрендовый магазин второй  линейки в «Метрополисе» и затем в «Атриуме». Также в «Метрополисе» состоялось открытие первого Sia Home Fashion, французский бренд декора для дома.   Из крупных форматов единственным «открытием» в 2012 году стал британский универмаг Debenhams в ТРЦ «МЕГА Белая Дача», зашедший повторно на российский рынок после неудачного старта в 2006 г. Компания «МОНЭКС ТРЕЙДИНГ» вывела на рынок Bath & Body Works – первый магазин ультра-популярной сети парфюмерии и косметики на американском рынке. Из люксовых марок стоит отметить открытие магазина американского бренда Juicy Couture и магазина второй линии Versace – Versace Collection.

В будущем году мы ожидаем возобновление развития крупных проектов с GLA более 100,000 кв. метров, а также активное развитие новых международных брендов через российских партнеров, становление  таких форматов, как фермерские рынки и аутлет-центры. А в связи с тем, что Правительство Москвы более активно занялось развитием культурно-досуговой составляющей жизни горожан, мы полагаем, это может повлиять на развитие такого сегмента ритейла в ближайшие годы.

Гостиницы, Станислав Ивашкевич, заместитель директора по развитию, индустрия гостеприимства


Основной характеристикой 2012 г. на рынке гостиничной недвижимости стала распродажа долей Правительства Москвы в гостиничном фонде.

В этом году пока было продано 6 отелей с ценами, которые по мультипликаторам не редко отличались от среднерыночных. Общий объем ивестиций в этот сегмент в 2012 г. превысил $600 млн.

Из всего объема заявленных к выходу в 2012 г. отелей (23 гостиницы), открыто было всего 7, среди них самые яркие MercuryArbat на 106 номеров, ParkInn в Одинцово на  122 номера, Intercontinental 203 номера, Азимут на Даниловской мануфактуре 144 номера.

Для того, чтобы приблизиться к планам по развитию гостиничного хозяйства Москвы, необходимо открывать как минимум  по 20 - 40 отелей в год с номерным фондом в среднем около 200 номеров в каждом. Этот позволит добиться того, чтобы Москва перестала быть одним из самых дорогих мест в мире для туристов.

 

Инвестиции, Валентин Гаврилов, директор отдела исследований рынка


В 2012 г. Россия сделала еще один шаг к тому, чтобы стать ключевым рынком для инвесторов в коммерческую недвижимость Центральной и Восточной Европы.

Во-первых, «сделки на миллиард» постепенно превращаются из поводов для радости в привычную новую реальность. В России уже прошли несколько сделок с объектами или портфелями коммерческой недвижимости стоимостью порядка $1 млрд  и более. В декабре 2012 г, – начале 2013 г. мы можем увидеть еще 2 подобные сделки. Как минимум, в 3 таких сделках участвуют профессиональные иностранные инвесторы.

Во-вторых, Россия глобально становится все более привлекательным направлением для инвесторов. В случае, если все потенциальные сделки будут закрыты в 2012 г., объем инвестиций в российскую коммерческую недвижимость превысит 6 млрд. долларов США, что может оказаться выше докризисных показателей на 35 – 55%. Для сравнения, объемы инвестиций в европейскую коммерческую недвижимость сейчас составляют около 50-60% от докризисных.

В-третьих, динамика долговых финансовых инструментов позволяет говорить об уже идущей  позитивной переоценке страновых рисков инвестирования в Россию. Их снижение, при прочих равных, улучшает соотношение «риск-доходность» для инвестиций в коммерческую недвижимость и формирует предпосылки для роста цен на нее.

2013 г. имеет неплохие стартовые позиции для того, чтобы показать новые рекорды. Вместе с тем конкретные количественные показатели сильно зависят от того, когда реально будут закрыты обсуждаемые сейчас сделки.



иГРОКИ РЫНКА

CORE.XP

Денисова Елена

Ретейл

МОНЭКС ТРЕЙДИНГ

RETEX

Жилкина Полина

журнал CRE 7(441)

Июль
Вышел из печати CRE №7 (441) Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Читайте в номере: АКТУАЛЬНО Ушли в коммерцию: перейдут ли инвесторы из жилой недвижимости в коммерческую? Эксперты журнала ожидают возвращения интереса к коммерческой недвижимости у игроков рынка, однако подчеркивают, что процесс этот не будет слишком активным. ТЕМА НОМЕРА Это моя поляна: как укрупнение сегмента девелопмента влияет на отрасль и отдельные ее направления. УПРАВЛЕНИЕ ...

Популярное

Источник: Kanzler
Экспертный анализ

Кодовое слово: как менялся дресс-код на рынке недвижимости

Лето-2024 стало одним из самых жарких в истории наблюдений, и семь из десяти компаний Москвы и Подмосковья, по данным SuperJob, смягчили дресс-код. При этом, многие сотрудники российских бизнесов поддерживают соблюдение стандартов даже летом: 36% опрошенных «Авито» считают, что носить прозрачную одежду на работе категорически нельзя, 31% против ношения маек, кроп-топов и «вещей с оголённой талией», 29% — шорт, но только на мужчинах. Ещё 26% не радуют тапочки или сланцы коллег, 22% респондентов-женщин – глубокие декольте, и только 31% респондентов не раздражает ничего. Ведущие эксперты российского рынка недвижимости, ритейла, логистики и индустрии гостеприимства вспомнили для CRE, как менялся дресс-код в отрасли за тридцать лет, и поделились, что можно, а что нельзя в их офисах и вне офисов (но в рабочее время) сегодня.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
22.07
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 июля)

Готовящаяся сделка Radius Group и Ozon, новый крупный склад под Уфой, новости Accent Capital, O1 Properties и У Aspace, блины в красноярской «Планете», крупные складские сделки в Петербурге и Москве, ход работ в Stone Ленинский, а также новая статья из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке. 
21.07
Источник: SOK
Экспертный анализ

Наденьте это немедленно

38% сотрудников российских компаний всегда придерживаются правил дресс-кода, хотя он их и раздражает. 35% нарушали их, но очень редко, а 40% считают важным соблюдение дресс-кода в офисах в принципе. CRE продолжает серию летних публикаций о том, как менялся дресс-код на рынке недвижимости, в ритейле, логистике, индустрии гостеприимства и смежных сегментах.

Продолжение. Начало - здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
23.07
Источник: cre.ru
Проект

«Гранель» построит склад для Ozon

Ozon займет склад, который построит «Гранель» в Новой Москве.
 
22.07
Источник: Пресс-служба Business Club
Игроки рынка

Business Club построит премиальный БЦ на Ходынке

Business Club презентовал бизнес-центр нового формата.

24.07
Источник: Pridex
Открытие

Штаб-квартира «Уральской Стали» переехала на Пресню

Головной офис одного из лидеров металлургического рынка площадью 4 тыс. кв. м реализован компанией Pridex на территории бывшего лакокрасочного завода братьев Мамонтовых.
23.07
Источник: CRE
Открытие

YoBody Fitness пришел на ЗИЛ

Фитнес займет свыше 1 900 кв. м в ТРЦ ЗУМ. 
22.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre