CBRE: Предварительные итоги 2012 г.

Компания CBRE подводит итоги текущего года на рынке коммерческой недвижимости и анализирует актуальные тенденции на рынках офисной, складской, торговой и гостиничной недвижимости, а также определяет перспективы наступающего 2013 г.
6868

Офисы, Елена Денисова, директор, руководитель отдела офисных помещений


В 2012 г. в офисном сегменте, в целом, продолжились тенденции, которые имели место в 2011 г.  Мы наблюдаем, что и спрос, и предложение продолжают демонстрировать активное движение за пределы ТТК и МКАД.

По итогам года общий объем новых офисных площадей достигнет 600 000 кв. м, что сопоставимо с показателем за 2011 г. Таким образом, общее количество качественных офисных площадей на конец года  составит 13,3 млн кв. м (в сегменте класса А – 2,58 млн кв. м (20%), в сегменте класса В – 10,7 млн кв. м(80%)).

При этом в IV квартале 2012 г. будут наблюдаться максимальные квартальные объемы ввода новых офисных площадей и заключенных сделок. По итогам IV квартала 2012 г. мы ожидаем, что объем ввода новых офисных площадей составит около 206 000 кв. м, из которых на помещения класса А придется 69 800 кв. м (офисный комплекс Алкон). 

Согласно нашим прогнозам, объем заключенных сделок за IV квартал составит около 300 000 кв. м, а общий объем за 2012 г. – 1 – 1,1 млн кв. м, что также сопоставимо с показателем за 2011 г.

Развитие ситуации в офисном сегменте в 2013 г.  останется под влиянием тех же самых факторов, которые играли ключевую роль в 2012 г., а именно: долговых проблем южных стран Еврозоны и, в первую очередь, Греции, а также угрозы углубления рецессии в еврозоне в целом.

В рамках прогноза состояния российского офисного рынка ожидается, что в еврозоне не произойдет ничего экстремально негативного, а во второй половине 2013 г. появятся четкие сигналы преодоления рецессии.

Мы ожидаем, что в 2013 г., как и в 2012 г., основной спрос придется на помещения класса В со стороны российских компаний. Спрос со стороны международных компаний останется ограниченным, по крайней мере, до 2-й половины 2013 г.. При этом общий объем заключенных сделок в 2013 г. будет сопоставим с показателем за 2012 г.: 1,1 млн. кв. м.

В случае развития ситуации в еврозоне по худшему сценарию в 2013 г. мы можем увидеть более слабые показатели офисного рынка.

Склады, Ланс Пилант, директор отдела складской и промышленной недвижимости


Рынок складской недвижимости на сегодняшний день находится в стадии бума. Объем нового строительства составил более 18% совокупного предложения на начало 2012 г. Мы ожидаем дальнейшего роста объемов нового строительства в 2013 г., с учетом того, что общий объем анонсированных к реализации в 2013 г. новых проектов класса А превышает 1,5 млн. кв. м. Наметилась тенденция смещения географии нового предложения с юга на север.

Ритейл и сопутствующая логистика формируют более 75% спроса на складские помещения. 

Сделки формата “Build-to-suit” завоевывают все большую популярность (до 34% рынка в 2012 г.). Эта тенденция сохранится и в 2013 г. и возможно даже превысит показатели этого года.

В 2012 г. базовые ставки аренды стабилизировались в районе 135-140 долларов за кв. м. По нашим прогнозам эта тенденция сохранится и в 2013 г.

Торговые помещения, Полина Жилкина, директор направления стратегического консалтинга


Основной тенденцией на рынке торговой недвижимости 2012 г. стало ожидание. Во-первых, это ожидание крупномасштабных проектов, заявленных к открытию в 2013-2014 г. Во-вторых, ожидание крупных инвестиционных сделок с участием иностранных инвесторов. В-третьих, ожидание активной экспансии иностранных ритейлеров, развивающихся через российских партнеров. Первые два квартала рынок находился в ожидании открытия первого в России профессионального Outlet-центра, в III и IV кварталах – официального объявления о закрытии сделки по продаже ТРЦ «Метрополис».

Стоит отметить также высокую активность среди международных ритейлров, которые вышли на рынок в 2012 г. Наиболее громким событием с  этой точки зрения стало открытие флагманских магазинов британских сетей Hamley’s (универмаг игрушек) и Mamas & Papas (товары для будущих мам) в ТРЦ «Европейский» весной 2012 г. Ждали появления американского Michael Kors, который открыл свой первый монобрендовый магазин второй  линейки в «Метрополисе» и затем в «Атриуме». Также в «Метрополисе» состоялось открытие первого Sia Home Fashion, французский бренд декора для дома.   Из крупных форматов единственным «открытием» в 2012 году стал британский универмаг Debenhams в ТРЦ «МЕГА Белая Дача», зашедший повторно на российский рынок после неудачного старта в 2006 г. Компания «МОНЭКС ТРЕЙДИНГ» вывела на рынок Bath & Body Works – первый магазин ультра-популярной сети парфюмерии и косметики на американском рынке. Из люксовых марок стоит отметить открытие магазина американского бренда Juicy Couture и магазина второй линии Versace – Versace Collection.

В будущем году мы ожидаем возобновление развития крупных проектов с GLA более 100,000 кв. метров, а также активное развитие новых международных брендов через российских партнеров, становление  таких форматов, как фермерские рынки и аутлет-центры. А в связи с тем, что Правительство Москвы более активно занялось развитием культурно-досуговой составляющей жизни горожан, мы полагаем, это может повлиять на развитие такого сегмента ритейла в ближайшие годы.

Гостиницы, Станислав Ивашкевич, заместитель директора по развитию, индустрия гостеприимства


Основной характеристикой 2012 г. на рынке гостиничной недвижимости стала распродажа долей Правительства Москвы в гостиничном фонде.

В этом году пока было продано 6 отелей с ценами, которые по мультипликаторам не редко отличались от среднерыночных. Общий объем ивестиций в этот сегмент в 2012 г. превысил $600 млн.

Из всего объема заявленных к выходу в 2012 г. отелей (23 гостиницы), открыто было всего 7, среди них самые яркие MercuryArbat на 106 номеров, ParkInn в Одинцово на  122 номера, Intercontinental 203 номера, Азимут на Даниловской мануфактуре 144 номера.

Для того, чтобы приблизиться к планам по развитию гостиничного хозяйства Москвы, необходимо открывать как минимум  по 20 - 40 отелей в год с номерным фондом в среднем около 200 номеров в каждом. Этот позволит добиться того, чтобы Москва перестала быть одним из самых дорогих мест в мире для туристов.

 

Инвестиции, Валентин Гаврилов, директор отдела исследований рынка


В 2012 г. Россия сделала еще один шаг к тому, чтобы стать ключевым рынком для инвесторов в коммерческую недвижимость Центральной и Восточной Европы.

Во-первых, «сделки на миллиард» постепенно превращаются из поводов для радости в привычную новую реальность. В России уже прошли несколько сделок с объектами или портфелями коммерческой недвижимости стоимостью порядка $1 млрд  и более. В декабре 2012 г, – начале 2013 г. мы можем увидеть еще 2 подобные сделки. Как минимум, в 3 таких сделках участвуют профессиональные иностранные инвесторы.

Во-вторых, Россия глобально становится все более привлекательным направлением для инвесторов. В случае, если все потенциальные сделки будут закрыты в 2012 г., объем инвестиций в российскую коммерческую недвижимость превысит 6 млрд. долларов США, что может оказаться выше докризисных показателей на 35 – 55%. Для сравнения, объемы инвестиций в европейскую коммерческую недвижимость сейчас составляют около 50-60% от докризисных.

В-третьих, динамика долговых финансовых инструментов позволяет говорить об уже идущей  позитивной переоценке страновых рисков инвестирования в Россию. Их снижение, при прочих равных, улучшает соотношение «риск-доходность» для инвестиций в коммерческую недвижимость и формирует предпосылки для роста цен на нее.

2013 г. имеет неплохие стартовые позиции для того, чтобы показать новые рекорды. Вместе с тем конкретные количественные показатели сильно зависят от того, когда реально будут закрыты обсуждаемые сейчас сделки.



иГРОКИ РЫНКА

CORE.XP

Денисова Елена

Ретейл

МОНЭКС ТРЕЙДИНГ

RETEX

Жилкина Полина

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 октября)

Новый проект Capital Group, распродажи Газпрома и Траста, сразу две крупные сделки Aspace, крупный апарт-отель в Петербурге, развитие ТЦ «Фили Град», а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.10
Источник: CRE
Экспертный анализ

Электронная очередь: проиграет ли e-commerce «каменной рознице»?

В 2024-м впервые в истории российского рынка продажи одежды и обуви онлайн де-факто догнали оффлайн. С одной стороны, очевидно, что модель омниканальности в том виде, в котором игроки продвигали её много лет подряд – «онлайн не конкурирует, а дополняет оффлайн» – не работает: e-commerce не только конкурирует и уводит клиентов из «каменной розницы», но давно изменил доходность, форматы магазинов, потребительское поведение и расстановку сил. В пользу маркетплейсов традиционно говорят удобство «магазина на диване», «бесконечная полка» и цена. В пользу оффлайна – более высокое качество клиентского опыта, возможность примерки и тактильного контакта с товарами, «атмосферность», социализация и пр. С другой стороны, инфляция, удорожание и усложнение логистики, транзакций, падающий уровень сервиса, ценовая гонка, ужесточение условий работы и проблемы бизнес-модели самих маркетплейсов и электронной торговли в целом уже в ближайшие полгода могут сделать покупки в сети не такими привлекательными. Это, возможно, позволит отвоевать «каменной рознице» у онлайна не всё, но многое, а у e-commerce с середины 2025-го начнётся спад.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.10
Источник: Пресс-служба October Group
Открытие

В Питере открылся Well

Партнер October Group открыл первый апарт-отель Well формата well-being.
 
18.10
Источник: Lynks Property Management
Открытие

В ТЦ «Фили Град» будут «Дети и радости»

Детский клуб площадью 80 кв. м разместился на первом этаже торгового центра.
17.10
Источник: Пресс-служба «Железно»
Игроки рынка

«Железно» построит для регионов

Федеральный девелопер «Железно», чья штаб-квартира размещается в Кирове, планирует увеличить портфель КРТ проектов до 1 000 000 кв. м в 2024 г.
18.10
Источник: Aspace
Сделка

МТС Ads стала якорным арендатором Aspace Никольская

Компания заняла 622 рабочих места во флагманском пространстве Aspace, таким образом обеспечив практически 100%-ю заполняемость проекта. Консультантом сделки выступила компания Ricci.
17.10
Источник: cre.ru
Аукцион

«ТРАСТ» продает права требования

Банк «ТРАСТ» выставил на торги права (требования) к владельцам коммерческой недвижимости в Москве.
 
17.10

подпишись НА эксклюзивные новости cre