Отдел исследований рынка компании CBRE в России провел исследование, в котором эксперты оценили возможные последствия реализации масштабного проекта, направленного на снижение загруженности автомобильных дорог в центре Москвы, начавшегося 1 ноября 2012г.
Согласно новому проекту, начиная с 15 мая 2013 г. парковка станет платной на всей территории города внутри Бульварного кольца, а также на некоторых участках внутри Садового кольца.
С 2014г. парковка может стать платной в пределах всего Садового кольца, а через год проект охватит границы Третьего транспортного кольца.
Парковки останутся бесплатными только возле больниц, поликлиник, школ и детских садов. В остальных местах стоимость стоянки составит 50 руб. в час. Жители центра смогут воспользоваться выделенными парковочными местами, а также годовыми абонементами стоимостью 3 тыс. руб.
Согласно полученным данным, в пределах улично-дорожной сети в рамках Садового кольца ежедневно припарковано не менее 35 – 45 тыс. автомобилей, которые, так или иначе, влияют на затрудненность движения и формирование пробок в центре Москвы.
Коммерческая недвижимость традиционно является одним из сильных генераторов транспортных потоков и, несмотря на развитие других офисных субрынков Москвы, большинство компаний, в первую очередь, международных, стремятся арендовать офис в центре города. В Центральном деловом районе (ЦДР) на территории около 20 млн. кв. м располагается более 357 бизнес-центров. На офисные площади класса А приходится 1,35 млн. кв. м (45%), класса В – 1,65 млн. кв. м (55%).По расчетам, бизнес-центры ЦДР в совокупности предлагают арендаторам порядка 33 тыс. машино-мест для парковки.
Средние цены за аренду парковочного места в бизнес-центрах достаточно существенно варьируются в зависимости от района и характеристик (подземное / наземное) парковочного места. Стоимость одного часа наземной парковки в пилотной зоне проекта составляет 50 руб., что эквивалентно 330 долл. в месяц при условии парковки в течение рабочего дня. Данная сумма сопоставима с коридором цен, предлагаемых бизнес-центрами для наземных парковок. В то же время подземные парковки остаются на 35 – 65% дороже.
Согласно полученным результатам исследования, в результате предпринимаемых городом мер, загрузка парковочного пространства бизнес-центров возрастет. Можно ожидать, что не менее 15 тыс. автомобилей в среднесрочном периоде переберутся с улиц города в подземные и наземные парковки при бизнес-центрах и других объектах коммерческой недвижимости. Данная цифра эквивалентна примерно 1/3 от общего количества автомобилей, припаркованных обычно в рамках улично-дорожной сети Садового кольца. Наличие свободного парковочного пространства станет естественным преимуществом для бизнес-центров. При этом со временем можно ожидать постепенного увеличения цен на парковочные места.
Учитывая относительно низкую долю затрат на оплату парковки в расходах компаний на аренду, а также низкую эластичность расходов компаний на топ-менеджеров, бизнес-центры сохранят текущих клиентов несмотря на увеличение цен.
Согласно выводам, приведенным в исследовании CBRE, реализация проекта Правительства Москвы будет способствовать дальнейшему развитию тренда на децентрализацию, то есть за пределы ТТК. Над данным решением будут задумываться компании, для которых пребывание в центре не несет сильной смысловой нагрузки с точки зрения ведения бизнеса. В центре останутся компании, которые имеют клиентские отделения (розничные отделения банков, туристические агентства, и др.), так как пешая доступность от метро и удобный доступ из любой точки Москвы являются ключевыми факторами их бизнеса.
«В связи c инициативой правительства Москвы по запрету свободной парковки в центральной части города тема парковки звучит более актуально, чем когда-либо. Согласно анализу офисных зданий внутри Садового Кольца и парковочных мест в данных бизнес-центрах, мы ожидаем уменьшение спроса на офисные площади, необеспеченные парковкой. Мы также предполагаем, что запрет свободной парковки станет одним из дополнительных стимулов для арендаторов, у которых нет необходимости с точки зрения бизнеса и имиджа быть в центре города, начать рассматривать офисные помещения за пределами Третьего Транспортного Кольца», комментирует результаты отчета руководитель отдела исследований рынка офисной недвижимости CBRE в России Клавдия Чистова.