Объем площадей, введенных в эксплуатацию в I квартале 2013 г., стал минимальным за последние 8 лет – в результате, совокупное предложение площадей в современных торговых центрах Москвы практически не изменилось, говорится в исследовании компании KnightFrank.
В I квартале 2013 г. на рынке торговой недвижимости Москвы состоялось открытие нового объекта – торгового центра районного формата «Тропа», площадь которого составляет 7,8 тыс. кв. м (GLA – 5,5 тыс. кв. м). На различных этапах строительства и отделки находятся еще около 40 торговых объектов совокупной площадью более 2,5 млн кв. м. Однако к окончанию 2013 г. будут достроены 11 торговых центров (общая площадь – 444 тыс. кв. м).
Как отмечает Сергей Гипш, директор департамента торговой недвижимости Knight Frank, «несмотря на создающееся ощущение, что рынок торговой недвижимости России переживает «штиль», более внимательное его изучение показывает, что происходит не революционное, а эволюционное его изменение. «Появляются новые интересные проекты, причем не только в столице. Выходят или планируют выход не присутствующие на рынке торговые операторы. Продолжается шествие профессионального ритейла на восток: наряду с уже открывшимися торговыми центрами в таких городах как Новосибирск, Сургут, Барнаул реализуются объекты в Красноярске, Омске, Иркутске, Ангарске, а также (что еще лет 7 назад казалось почти невозможным) заявляются проекты во Владивостоке, Хабаровске, Южно-Сахалинске. И это движение поддерживается интересом федеральных и локальных торговых операторов», - говорит эксперт.
Аналитики отмечают, что коммерческие условия на протяжении исследуемого периода оставались стабильными. По-прежнему преобладают договоры аренды, в которых зафиксирована схема расчета ставки арендных платежей в зависимости от показателя товарооборота операторов: более 70% договоров с арендаторами на столичном рынке заключаются с учетом оборотов торговых сетей.
«Девелоперы по-прежнему демонстрируют высокую активность: в течение всего 2012 г. в Москве возобновлялось строительство крупных торговых центров, реализация которых была приостановлена в период стагнации. Эта тенденция сохранилась в I квартале 2013 г. и оказалась актуальной не только для московского, но и для региональных рынков торговой недвижимости. Такие проекты требуют адаптации к современным реалиям рынка, позволив собственнику создать конкурентоспособный объект. Таким образом, в среднесрочной перспективе ожидается появление новых форматов, таких как пауэр-центры, ритейл-парки, торгово-общественные и тематические центры, а также увеличение числа проектов, прошедших через стадию редевелопмента», - констатирует Ольга Ясько, директор по исследованиям и аналитике Knight Frank.