По данным специалистов компании Knight Frank, на конец мая 2013 г. общий объем нового предложения на рынке качественных складских площадей в России составил 1408 тыс. кв. м, причем более 60% всего объема пришлось на Московский регион, в то время как Санкт-Петербург и Ленинградская область занимают 17% от общего объема. Среди российских регионов (исключая Москву, Подмосковье и Санкт-Петербург с Ленобластью) наибольший объем предложения сосредоточен в четырех основных логистических хабах: кластер Краснодар-Ростов-на-Дону, кластер Казань-Самара, кластер Екатеринбург-Пермь, Новосибирск-Красноярск.
Централизация складского рынка в России обусловлена неравномерным экономическим развитием регионов. Существующая дорожная сеть также является существенной преградой на пути развития логистического рынка за пределами европейской части РФ.
Спрос на региональном рынке складской недвижимости России сосредоточен в городах-миллионниках, которые входят в состав основных евро-азиатских транспортных коридоров. В региональных городах 60% сделок заключается на блоки площадью менее 7 тыс. кв.м.
Средние запрашиваемые ставки аренды на складские помещения класса А в региональных городах находятся на уровне $90-115 кв. м в г. (без НДС, операционных расходов и коммунальных платежей), что примерно на 20% ниже, чем в Московском регионе. Самый высокий уровень показателя зафиксирован в Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Новосибирске – $100-115 кв. м в г. Наименьшие значения отмечаются в Самаре, Уфе и Казани – $90-100 кв. м в г., однако за прошедший год ставки в этих городах выросли на 7-10%, что связано с некоторой активизацией спроса.
Эксперты компании считают, что рынок складской недвижимости России развивается в крупнейших городах страны вслед за активным ростом торговых сетей. Показательно, что строительством новых складских комплексов мы обязаны преимущественно местным игрокам, в том числе компаниям, ранее не возводивших склады; возможно, некоторые из них в дальнейшем выйдут и на федеральный уровень. Приятно видеть, что интерес к современным складам в регионах возрастает, но ярко выраженную централизацию складского сегмента вокруг московского кластера мы будем наблюдать еще ближайшие несколько лет. Надеюсь, что развитие транспортных магистралей, спровоцированное чемпионатом мира по футболу и Олимпиадой в Сочи, положительно повлияет на развитие дорожной сети в стране, что позволит в будущем вывести часть логистических потоков из московского региона.