В 2012 году Департамент федеральной службы по надзору в сфере природопользования по центральному округу при согласовании проекта ПНООЛР стал более детально проверять соответствие деятельности компаний-владельцев зданий и сооружений требованиям Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, а именно статьи 4, пункт 3: «Собственник отходов I–IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности».
Что это значит, например, для владельца бизнес-центра? Раньше он, поручив весь комплекс работ (сбор, сортировку, вывоз и утилизацию ТБО) и администрирование (руководство) этого процесса управляющей FM-компании в рамках одного контракта на комплексное управление своим объектом, спокойно получал от нее в рамках ежемесячного отчета талоны с полигона и ни о чем не печалился. Теперь же собственник обязан самостоятельно подобрать себе лицензированную мусоровывозящую организацию и полигон, соответствующие ему по классу опасности отходов, заключить с ними прямой договор и собственными ресурсами осуществлять бухгалтерско-юридическое сопровождение, а главное – руководство и контроль деятельности данных подрядчиков.
На практике это выливается в увеличение стоимости услуги для собственника здания, так как УК за счет большого объема отходов, собираемых и вывозимых со своих объектов, имела возможность получать от WM-подрядчиков более низкие цены и, соответственно, перевыставлять их с таким же дисконтом заказчикам. Кроме того, на практике возникают сложности с заключением такого рода трехсторонних договоров, так как полигоны физически не готовы справиться с подписанием подобных договоров со всеми образователями отходов.
Если же балансодержатель проигнорирует эти требования, то на основании пункта 6 постановления от 28 августа 1992 года № 632, вся масса образовавшихся у него за отчетный период отходов учитывается как сверхлимитная и согласно пункту 5 будет оплачиваться в пятикратном размере.