10 фактов о проектировании торговых центров

Сергей Богданчиков, управляющий директор ORIGIN CAPITAL.
8285
1.    Реалистичный проект - проект с учетом ограничений
Разработка концепции торгового центра без анализа градостроительных и ресурсных ограничений зачастую приводит к созданию совершенно новой концепции или ее трансформации от идеальной к  «по-другому никак», что грозит потерей качества. Ограничения бывают изменяемые и неизменяемые. Определяем стоимость изменяемых параметров и формируем бюджет проекта. Так, анализируются градостроительные условия, инженерные коммуникации, транспортная доступность, ресурсы и т.д.

2.    Проектирование «изнутри - наружу»
В торговом центре важна внутренняя часть: местоположение арендаторов, максимальное количество полезных площадей и т.д. Так, сначала анализируется внутренняя логистика объекта: передвижение покупательских потоков и обслуживающего персонала, расположение технических помещений и т.д. Эти параметры затем влияют на принятие конструктивных и архитектурных решений при создании фасадов.

3.    Концепция проекта с уклоном на функциональность
Необходимо учитывать требования всех арендаторов к форме помещения, длине витрин, техническому оснащению, а также  логистику движения посетителей и загрузки объекта не только внутри, но и на  прилегающих территориях. При этом передвижение обслуживающего персонала и покупателей в ТЦ не должно пересекаться. Результатом концепции проекта должен стать эскиз будущего торгового центра.

4.    Спрос на «гибкий» проект
Объекты недвижимости реализуются на протяжении нескольких лет. За это время могут меняться требования арендаторов к форматам магазинов. Также в процессе функционирования объекта происходит ротация арендаторов. Все это заставляет проектировщиков предусматривать возможность объединения/разъединения помещений с минимальными изменениями в инженерной и пожарной системе, что должно быть учтено на начальном этапе проектирования объекта. «Гибкий» проект позволяет адаптировать помещения под новых арендаторов без существенных потерь времени и средств.

5.    Задание на проектирование в одних руках
Задание на проектирование - основной документ для запуска работ, учитывающий данные концепции,  инженерного оснащения, бюджета проекта и т.д. На данном этапе могут работать несколько подрядчиков: консультанты по недвижимости, консультанты по эксплуатации, представители якорных арендаторов, инженеры и прочие, но сводить все  в единый документ – задание на проектирование - должен генеральный проектировщик или project management company.

6.    Анализ капитальных затрат он-лайн
При проектирование объектов коммерческой недвижимости, в том числе и торговых центров, проектируется бизнес. Бюджет реализации проекта закладывается на этапе проектирования. Необходимо определять экономическую эффективность выбранных параметров объекта на всем протяжении работы, а не в самом конце. Это позволяет четко уложиться в заданный бюджет и сроки проекта.

7.    Последующая эксплуатация
Еще один показатель, влияющий на будущую окупаемость объекта – стоимость эксплуатации.  При выборе материалов и проектных решений, влияющих на эксплуатацию будущего объекта, не следует фокусироваться на передовых технологиях. Всегда нужно считать стоимость и экономию, а также сроки окупаемости этого новшества.  Так, например, различные энергосберегающие системы, начинают окупаться через 5-7 лет.

    8.Дорогая логистика VS  дорогой материал
При анализе капитальных затрат необходимо учитывать место строительства, регион и т.д. Стоимость логистики и сроки поставки материалов и оборудования влияют на сроки и стоимость реализации проекта. Например, стоит взвешенно подойти к выбору материалов: дешевый материал, привезенный издалека, может стоить больше, чем самый дорогой материал рядом с местом строительства.

   9.План совмещенных сетей
Торговый центр - сложный инженерный объект, при проектировании которого особое внимание нужно уделять совмещению всех инженерных сетей.  Они влияют на множество факторов, как при строительстве, так и при эксплуатации. Все большую популярность набирают программы, позволяющие проектировать в 3D-технологии, поскольку она повышает качество проекта, минимизируя ошибки. Так, например, снижается риск пересечения инженерных сетей при монтаже.

  10.Проектируем не здание, а бизнес
Проектировщик должен руководствоваться тезисом: «Проектируем не здание, а бизнес». Каждое принятое проектное решение должно быть направлено на решение бизнес-задач заказчика. Именно с этим постулатом связан главный бич большинства российских проектных организаций. Специалисты, работающие в таких компаниях, могут быть хорошими проектировщиками и архитекторами, но они не ориентированы на построение бизнеса заказчика.


журнал CRE 10 (444)

Ноябрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегические партнеры журнала: компания Pioneer  компания  ADG group  ИНТЕРВЬЮ Основатель и акционер ГК «Ориентир» Елена Бондарчук: мать, жена, инвестор, девелопер. Именно в таком порядке ТЕМА НОМЕРА Дорого и немило: Как инфляция влияет на рынок коммерческой недвижимости ОФИСЫ - Игра в классиков: первые итоги офисной классификации - Ландшафт как преимущество ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА - Курортный роман: появятся ли в России города-мега...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (25 ноября - 1 декабря)

Активное развитие оренбургского ТРЦ «Мармелад», новые лоты от московских властей, планы по экспансии Avdeev Crystal, сделка по продаже БЦ «Амальтея» и ТЦ «Петровский», назначения в ФСК и Самолете, а также новая статья из журнала CRE - в нашей традиционной подборке за неделю.
01.12
Источник: stroi.mos.ru
Аукцион

Москва предлагает крупные лоты в САО

Город выставил на торги три коммерческих помещения в Бескудниковском районе.
 
29.11
Источник: cre
Открытие

Avdeev Crystal расширяет сеть бутиков в Москве

До конца года компания Avdeev Crystal откроет два магазина в самых люксовых ТЦ Москвы. Таким образом, торговая сеть бренда вырастет на 40%. Сейчас в Москве работает 5 бутиков Avdeev Crystal.
29.11
Источник: cre.ru
Сделка

Selgros все продал

Selgros продал свой российский бизнес группе «Ароса».
 
29.11
Источник: Whitewill
Назначения

Whitewill открывает направление продажи офисов

Новый департамент займется реализацией офисных помещений площадью от 300 кв. м, а возглавит его Анна Трушкина, ранее занимавшая руководящую должность в ILM. 
02.12
Источник: Пресс-служба Ricci
Назначения

Андрей Постников перешел в Ricci

Андрей Постников назначен управляющим партнером и генеральным директором компании Ricci.
 
03.12
Источник: ГК «Основа»
Игроки рынка

«Термолэнд» выходит в Новокузнецк

«Термолэнд» продолжает осваивать регионы.
 
29.11

подпишись НА эксклюзивные новости cre