Большинство операторов, осуществляющих сервисные услуги на рынке недвижимости, еще с мая 2014 года начали планомерный пересмотр действующих контрактов в сторону увеличения. Этому способствовали такие факторы, как повышение курса валют, резкое увеличение стоимости расходных материалов (80% расходных материалов, необходимых для комплексного обслуживания объектов, импортируются из-за границы), а также дефицит, и как следствие увеличение зарплаты линейного и низкоквалифицированного персонала, привлекаемого из стран СНГ.
В связи с этим, количество долгосрочных договоров управления и обслуживания недвижимости существенно возросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Если в 2013 году 90% договоров заключались сроком на один год, то сейчас 30% договоров – это договора сроком на 2 года и более.
«Таким образом собственники объектов стараются избежать рисков и лишних издержек. Заказчики стараются зафиксировать цены, либо предусмотреть какую-то разумную индексацию сроком на 2-3 года. Привлекать же новые объекты на обслуживание, если мы говорим, например, о торговой и офисной недвижимости, стало очень трудно в связи с недостаточной динамикой их заполняемости на падающем рынке. Как показывает практика, когда процент заполняемости объекта начитает превышать 30%, собственнику становится выгоднее передать его управляющей компании. В стабильной ситуации и мы и владельцы объектов понимаем эту динамику. Сейчас же 30-процентная отметка преодолевается с трудом. Ждать приходится вдвое-втрое дольше», - комментирует Сергей Креков, генеральный директор УК CleverEstate.
По данным УК CleverEstate, лето 2014 года и в частности, август, побили все рекорды по объему дебиторской задолженности, рост которой продолжается. Так, по сравнению с прошлым годом, в настоящий момент рост дебиторской задолженности объектов недвижимости управляющим компаниям вырос вдвое.
«И эта задолженность за услуги по управлению и обслуживанию объектов наблюдается в разных сегментах и не зависит от типа и категории здания. Мы обслуживаем и сервисные компании, и промышленные объекты, и торговлю, в том числе FMCG, рестораны, логистические объекты. И должен сказать, что в той или иной мере задолженность присутствует везде. Раньше такой массовой тенденции не наблюдалось. Пока с известными оговорками можно сделать скидку на лето, как на «мертвый сезон». Но если мы увидим ее продолжение и осенью, тогда можно говорить об устойчивом диагнозе», - добавляет Сергей Креков.