Доля вакантных помещений в основных торговых коридорах Киева достигла 10%

Сложная политическая ситуация в стране и девальвация национальной валюты значительно отразились на рынке стрит-ритейла Киева. В 1-й половине 2014 года объем вакантных помещений в городе вырос до 10%, тогда как в прошлом году этот показатель не превышал 3%, согласно данным JLL.
5390

Как отмечают аналитики, рост цен на товары повлек за собой снижение потребительской активности и последующее сокращение оборотов торговых сетей.

«Под наибольшим ударом оказались магазины на центральных улицах, которые находились в эпицентре политических событий; в результате эти локации покинули ряд fashion-операторов, например, Marks & Spencer, GAP, Adidas, HelenMarlenAccessori, Patrick Hellmann, Dsquared2, и некоторые рестораны, такие как «Планета Суши» и Soocre. По итогам полугодия самая высокая вакансия в стрит-ритейле была зафиксирована на улицах Архитектора Городецкого (на уровне 33%), Заньковецкой (26%) и Крещатике (12%), которые прежде являлись основными локациями для открытия флагманских точек и отличались отсутствием свободных помещений под аренду», - комментирует Анна Чуботина, руководитель отдела торговых площадей компании JLL в Украине.

Снижение спроса со стороны арендаторов привело к падению арендных ставок в стрит-ритейле: если в 2013 году максимальная ставка на главных улицах города составляла 3 600 долл. за кв. м год (300 долл. за кв. м в месяц), то по итогам 1-го полугодия 2014 года она уже находилась на уровне 2 160 долл. за кв. м в год, или 180 долл. за кв. м в месяц.

Значительнее всего сократились арендные ставки на центральных улицах – Крещатике, Архитектора Городецкого, Заньковецкой и в Пассаже; аренда помещений здесь подешевела по сравнению с 2013 годом в среднем на 40% и стоит сейчас около 1 800 – 2 160 долл. за кв. м в год. На прилегающих улицах, в так называемой зоне Центр 2, включающей улицы Богдана Хмельницкого и Бассейную, бульвары Леси Украинки и Тараса Шевченко, ставки снизились в среднем на 30% до 600-840 долл. за кв. м в год. Наименьшее снижение ставок зафиксировано в жилых районах Позняки, Оболонь, Теремки и Святошино – на уровне 15% до 300-480 долл. за кв. м в год.

«Стоит отметить, что с учетом существенного обесценивания национальной валюты – примерно на 48% с начала 2014 года – ставки в гривневом эквиваленте в целом по рынку снизились незначительно, - отмечает Анна Чуботина. – Наиболее заметное сокращение ставок в гривне было зафиксировано на улицах Городецкого, Заньковецкой и на Крещатике – около 20%. В то же время в пересчете на гривну стоимость аренды на улице Сагайдачного подорожала на 30%, что было обусловлено незначительным снижением ставок в долларовом эквиваленте».

В настоящий момент наблюдается изменение портрета арендатора помещений в стрит-ритейле. Так, традиционно активные в этом сегменте fashion-ритейлеры практически не рассматривают новые площадки. В то же время в связи со значительным снижением арендных ставок вырос спрос со стороны аптек, кафе, ресторанов и продуктовых магазинов на Центр 2 и жилую зону.

«Сегодня рынок стрит-ритейла Киева – это рынок арендатора. Объем предложения вдвое превышает имеющийся спрос, и собственники вынуждены искать компромиссы и договариваться о приемлемых условиях с потенциальными арендаторами. Если прежде ритейлерам было сложно найти подходящее помещение в стрит-ритейле, то теперь сроки экспонирования объектов увеличиваются и составляют в среднем от двух до шести месяцев, тогда как в 2012-2013 годах площади искали своего арендатора не более двух месяцев», - говорит Анна Чуботина.

По ее словам, чтобы сдать помещение на Крещатике, спрос на который значительно снизился, арендодателю, возможно, придется ждать около полугода. Помещение на улице Сагайдачного может искать арендатора до трех месяцев, на улицах Богдана Хмельницкого и Большой Васильковской этот период составляет около двух месяцев. В то же время на помещения в жилой зоне, к примеру, на улице Сталинграда, можно найти арендатора в течение одного месяца. Дальнейшее развитие рынка стрит-ритейла в Киеве и возможность оживления спроса со стороны ритейлеров на основные торговые коридоры будет напрямую зависеть от стабилизации политико-экономической ситуации в стране и роста инвестиционной привлекательности.



журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12
Источник: Panelao
Игроки рынка

Apleona меняет имя на Panelao

Ребрендинг связан с переходом под управление нового собственника "Делавар Инвестмент Компани". 
16.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre