1. По определению Urban Land Institute, многофункциональный комплекс - это три и более значимых доходных функции (торговля, офисы, жилье, гостиница, развлечения/культурные учреждения /рекреации, выставочные площади, склады), которые являются в проекте взаимоподдерживающими и обеспечивают более эффективное использование земельного участка.
2. Активное развитие сегмента в Москве связано с оптимизацией проектов после 2008 года: многофункциональные комплексы позволили диверсифицировать предложение в конкретном проекте и повысить привлекательность для покупателей и арендаторов. Если проекты МФК версии 2009 года с жилой составляющей были, скорее, антикризисным решением, то сейчас девелоперы предусматривают интересную и насыщенную инфраструктуру в качестве «начинки» проектов.
3. Ключевым сочетанием стало наличие в комплексе торговой, офисной и жилой составляющей. С точки зрения конечных потребителей офисных помещений, наличие торгового центра с фуд-кортом и ресторанами создает для сотрудников компаний дополнительное место для бизнес-ланчей и деловых встреч, близость комплекса апартаментов – возможность жить рядом с офисом, не тратя время на путь до работы. Покупатели апартаментов ценят близкое расположение торгового центра, в котором есть продуктовый гипермаркет, магазины одежды, многозальный кинотеатр.
4. Для проектов МФК важен баланс в расположении, так как у каждой
составляющей комплекса есть свои требования к этой характеристике. Для
торгового центра жизненно важно находится вблизи к
транспортно-пересадочным узлам, центральным магистралям, станциям метро;
для бизнес-центра основополагающим является близость к метро; для жилья
- не так принципиально местоположение непосредственно у метро, но
значима социальная инфраструктура района, благоприятное окружение,
наличие парковых и прогулочных зон.
5. МФК решает вопрос благоустройства территорий. И своей, и прилегающей городской. Это важно для создания комфортной среды проживания и работы.
6. Формат апартаментов комфорт-класса получил развитие именно в многофункциональных проектах. Благодаря качественным характеристикам жилья бизнес-класса и стоимости на уровне эконом-класса они быстро завоевали своего покупателя. Апартаменты в МФК с точки зрения планировок и общественных зон не только не отстают от квартир, но и во многом стимулируют повышение их качества.
7. Спрос на жилье в проекте, где открывается локальный торговый центр, увеличивается, в среднем, на 25%. Покупателям важно видеть не только стадию строительства жилого комплекса, но и развитие инфраструктуры в районе.
8. МФК – это возможность для девелопера выходить на новые рынки недвижимости, диверсифицировав риски.
9. Многофункциональные комплексы должны решать вопрос развития локальной транспортной инфраструктуры. Это повышает привлекательность всех составляющих комплекса для покупателей и отражает социальную ориентированность проекта.
10. Интересы города в строительстве МФК также очевидны. Появление МФК
способствует редевелопменту бывших территорий промышленных зон,
расположенных за пределами ТТК, в спальных районах старой Москвы, и
придает новый импульс к развитию. Благодаря офисным площадям, создаются
новые рабочие места, наличие качественного локального торгового центра
снижает маятниковость и нагрузку на транспортную инфраструктуру.
Материал подготовила Евгения
Старкова, директор по маркетингу компании MR Group.
10 фактов Вам надо знать о…
10 фактов об МФК
07.11.2014
6936