Торговые центры в регионах россии: затишье в ожидании роста

В первом квартале 2015 года в регионах России открылось 5 торговых центров суммарной арендопригодной площадью (GLA) 161 тыс. кв.м.
6173

По данным компании «Магазин Магазинов», первом квартале 2015 года в регионах России открылось 5 торговых центров суммарной арендопригодной площадью (GLA) 161 тыс. кв.м. Как и в Москве, торговые центры в регионах открывались с большой долей закрытых магазинов. В некоторых случаях открытие ТЦ по факту обозначало старт работы лишь якорного арендатора – продуктового гипермаркета (например, в СпешиLove – «Ашан Сити», в «Италмас» – «Магнит»).

По итогам квартала в новом предложении торговых центров в России зафиксирована существенная диспропорция: объем ввода торговых центров в регионах оказался меньше совокупного прироста площадей в Москве более чем в 1,5  раза (239 тыс. кв.м – показатель Москвы в Q1 2015). Совокупная арендопригодная площадь объектов, введенных в эксплуатацию в России в начале 2015 года, равна 400 тыс. кв.м GLA. Соотношение объема нового предложения между Москвой и регионами составило 60:40.

Если смотреть ретроспективно, в Q1 2009  - в самый разгар предыдущего кризиса - соотношение было похожее (54:46), однако по итогу всего года перевес оказался на стороне регионов. Похожую тенденцию мы будем наблюдать и в 2015 году. Доля Москвы, зафиксировав максимум в 2014 году, в последующие годы будет снижаться, как мы и прогнозировали ранее.

«Рынок торговой недвижимости цикличен. В «сытные» годы строится больше недвижимости, чем в кризис. Продолжительность цикла в России составляет около 5 лет. Максимальная доля Москвы в совокупном объеме ввода  торговых площадей приходится как раз на кризисные периоды (2009, 2014-2015 года). Как правило, все ТЦ, заявленные к вводу в эти периоды в Москве, вводятся в эксплуатацию, закладывается же проектов меньше. В регионах объем ввода, как правило, относительно стабилен – на уровне 1-1,2 млн кв. м в год», - поясняет Андрей Васюткин, руководитель отдела исследований и консалтинга «Магазин Магазинов».

Соотношение Москвы и регионов в совокупном объеме ввода площадей


До конца 2015 года в регионах к вводу в эксплуатацию заявлено 32 торговых центра совокупной арендопригодной площадью 1,3 млн кв. м GLA. Скорее всего, в действительности в срок будет реализовано порядка 60% от планируемого объема. Для сравнения, в Москве до конца 2015 года планируется ввести 318 тыс. кв.м GLA, что в 4 раза меньше.

«Курсовая волатильность, влияющая на стоимость строительства, и удорожание заемных средств приводят к переносу сроков реализации проектов. Ряд крупных проектов, заявленных к реализации в 2015 году, переносятся на 2016-2017 годы, некоторые стройки заморожены. По нашим данным, сроки открытия с 2015г. на 2016-2017 гг. уже передвинули, как минимум, 8 крупных региональных проектов», - рассуждает Андрей Васюткин.

Торговые центры, введенные в эксплуатацию в регионах России в Q1 2015




иГРОКИ РЫНКА

Магазин Магазинов

Васюткин Андрей

Консалтинг и брокеридж

Магазин Магазинов

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: SLAVA Concept
Экспертный анализ

Оформят возврат: почему качество клиентского опыта станет основным конкурентным преимуществом российских брендов

Качество клиентского опыта и локальная экспертиза станут самой важной компетенцией и основным конкурентным преимуществом российских игроков в случае возвращения в страну иностранных бизнесов. Однако с вызовом справятся далеко не все: сервис по-прежнему – слабое звено отечественных компаний, а изучать своего покупателя интересно единицам из них. С такими вводными мало кому помогут даже искусственные ограничения для «возвращенцев» и государственные программы поддержки, уверены собеседники CRE.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
18.04
Источник: ВСФ Логистика
Сделка

В парке Depo:16 закрыли крупную сделку по продаже Light Industrial

Помещения площадью более 9 000 кв. м выкупила производственная инжиниринговая компания. Таким образом, первая очередь парка компании "ВСФ Логистика" в Мытищах реализована на 100%.
22.04
Источник: Regions Development
Переговоры

Regions Development продает бизнес-центр за 9,3 млрд рублей

Business Center Riva площадью 22 751 кв. м расположен на Нагатинском полуострове на юге Москвы. Ввод объекта в эксплуатацию намечен на I кв. 2026 года. 
21.04
Источник: Пресс-служба IBC Real Estate
Назначения

Новые назначения в IBC Real Estate

IBC Real Estate усиливает направление цифровой трансформации.
 
18.04
Источник: ХСА
Сделка

«Асконт+» арендовала 3 000 кв. м в Industrial City Коледино

Консультантом сделки по аренде помещений формата light industrial выступила компания Union Brokers.
21.04
Источник: «Трилоджи»
Сделка

Lime арендовал 22 тысячи «квадратов» на складе

Ритейлер Lime займет площади «Сберлогистики».
 
18.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre