Татьяна Веллер, руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL, об операционных показателях качественных гостиниц Санкт-Петербурга:
«В сентябре 2015 года Санкт-Петербург был признан главным туристическим направлением в Европе по версии World Travel Awards. Гостиничная индустрия города летом этого года добилась впечатляющих результатов, чему способствовал целый ряд факторов. Довольно поздние даты Международного экономического форума (вторая половина июня), совпавшие с сезоном «белых ночей», рост внутреннего туристического потока и увеличивающаяся привлекательность этого направления для туристов из-за рубежа – все это привело к росту показателей качественных гостиниц в Санкт-Петербурге.
Летом 2015 года люксовый сегмент гостиничного рынка Петербурга продемонстрировал лучшие результаты за аналогичные периоды последних десяти лет (с 2006 года): так, по сравнению с июнем-августом прошлого года загрузка увеличилась на 28% (16 п.п.) – до 78%, а средний тариф (ADR) вырос на 81% - почти до 19,5 тыс. руб., превзойдя аналогичный показатель на рынке Москвы. В совокупности это привело к увеличению доходности на номер (RevPAR) более чем на 130% - показатель превысил 15 тыс. руб.
Самый умеренный рост был зафиксирован в среднем сегменте: благодаря увеличению загрузки на 12% (на 9 п.п., до 83%) при небольшом снижении тарифа (на 3%, до 3 тыс. руб.) RevPAR вырос на 9% и достиг 2,5 тыс. руб.
Безусловным лидером по заполняемости оказался верхний сегмент, в котором загрузка номеров составила почти 90%.
Санкт-Петербург, также известный как “Северная Венеция”, вполне достойно борется за внимание путешественников с другими европейскими направлениями «выходного дня». Туристам из Европы легко добраться до города на выходные по воздуху, земле или воде. Мы сравнили операционные показатели рынка Санкт-Петербурга со схожими рынками, при этом надо учесть, что при пересчете в валюту гостиницы России автоматически проигрывают европейским ввиду нынешнего курса рубля.
С точки зрения средних тарифов за летний период, Санкт-Петербург сопоставим со Стамбулом (149 долл. по сравнению со 157 долл.), а в части заполняемости уверенно обгоняет и Стамбул, и Рим, идя “в ногу” с Амстердамом. Таким образом, можно утверждать, что самое популярное туристическое направление России этим летом заложило прочный фундамент для последующего роста финансовых показателей рынка. Туристы знакомятся с Санкт-Петербургом как направлением, и если отельеры смогут в будущем постепенно нарастить тарифы, то средства краткосрочного размещения будут постепенно становиться все более прибыльным бизнесом.
Тем не менее, нельзя говорить о том, что этим летом показатели рынка Санкт-Петербурга побили рекорды. Заполняемость гостиниц находилась на привычном для летнего периода уровне. При этом традиционной проблемой для собственников и операторов отелей в Санкт-Петербурге остается высокая сезонность спроса – разрыв в загрузке между лучшими и худшими с точки зрения гостиничного бизнеса месяцами может составлять 35-40 п.п. Остается надеяться, что продвижение Санкт-Петербурга как направления в сегменте MICE будет способствовать улучшению динамики рынка и смягчению сезонности. Дальнейшее увеличение дохода города от туризма может быть достигнуто при введении безвизового режима на выходные, аналогичного тому, что предоставляется туристам, путешествующим на круизных судах».