Во время дискуссии российские и международные эксперты обсудили текущее состояние рынка торговой недвижимости в России, порассуждали о том, как торговым сетям и владельцам торговых центров следует отвечать на новые вызовы времени, какие стратегии наиболее эффективны сегодня и где брать средства для финансирования проектов.
В дискуссии приняли участие управляющий директор Romanov Property Holdings Fund Наталия Тишендорф, управляющий директор JLL по России и СНГ Том Девоншир-Гриффин, вице-президент MorganStanley Андрей Колокольников, генеральный директор Ideas4retail Евгений Бутман, управляющий директор FashionHouseGroup Брендон О`Рейли, президент MelonFashionGroup Михаил Уржумцев и директор по недвижимости и развитию CastoramaМишель Шез.
Вначале участники дискуссии обсудили вопросы доступности банковского финансирования. Эксперты сочли важным отметить, что за последние два года долларовые кредиты практически не выдавались. «Ставки по рублевым кредитам слишком высоки, поэтому в ближайшие два года девелоперы не будут начинать строительство новых торговых центров», - прокомментировала Наталия Тишендорф, управляющая фондом Romanov Property Holdings Fund.
Обсуждая покупательскую способность, большинство экспертов оказались едины во мнении, что снижение потребительского спроса к концу 2015 года составит порядка 10%. По словам Наталии Тишендорф, кризис за последние полгода даже изменил ситуацию к лучшему: «В Россию пришло более 20 новых брендов, и это позитивная тенденция, потому что количество новых игроков превалирует над теми, кто покинул этот рынок».
Интерес ритейлеров к России связан с новыми возможностями по развитию брендов в стране, а также с более выгодными условиями по арендным ставкам. Тем не менее стоит отметить, что только сильные бренды и мультибрендовые концепции смогут развиваться в современных условиях. По словам Тишендорф, сегодня многие бренды приходят на российский рынок самостоятельно, а не через франшизу, как это было раньше.
В заключение участники мероприятия дали оценку привлекательности российского рынка. Любой кризис (и нынешний – не исключение) требует коррекции отрасли, поэтому сегодня ритейлеры и девелоперы ищут новые возможности и стратегии для развития.