Суммарная площадь объектов коммерческой недвижимости, которые были выставлены на продажу в Москве с января 2006-го по ноябрь 2015 г., составила почти 39 млн кв. м. Такие данные приводятся в аналитических материалах компании RRG.
Денис Колокольников, председатель совета директоров компании RRG, в образной форме прокомментировал эти данные: «Если собрать все эти метры воедино в горизонтальной плоскости, получится примерно два города Одинцово, 142 Московских Кремля или одна Рязань».
Данные RRG свидетельствуют, что всего в указанный период на продажу выставили 18 761 объект коммерческой недвижимости. Максимальный объем помещений (по общей площади объектов) экспонировался в офисном сегменте: 21,14 миллиона квадратных метров (8 733 объекта). «Если уж мы увлеклись сравнениями, то это примерно десять княжеств Монако», — продолжает Колокольников.
Второе место по объемам предложения — у производственно-складской недвижимости (7,6 млн кв. м). Этим объемом площадей можно выложить парк Сокольники и ЦПКиО имени Горького в Москве.
В сегменте торговой недвижимости покупателям за 10 лет предложено 6,1 млн кв. м, в сегменте помещений свободного назначения — 4,18 млн кв. м. «Площадями, выставленными на продажу в этих двух сегментах, можно покрыть Гибралтар, и еще останется на два Монако», — проводит аналогии Денис Колокольников.
Общая стоимость всех помещений, предложенных покупателям в Москве за 10 лет, достигла примерно 174,5 млрд дол. Средневзвешенная стоимость квадратного метра коммерческой недвижимости в рассматриваемый период составила 4 479 дол. за квадратный метр.
По словам Дениса Колокольникова, кризис, как это ни парадоксально, дал многим инвесторам (крупным – в особенности) прекрасные возможности для приобретения качественных объектов коммерческой недвижимости в столице: «Сегодня те, кто располагает нужным объемом средств, могут купить то, что раньше стоило слишком дорого либо не продавалось вообще…».
Говорить о полной стагнации рынка сейчас не приходится: «Спрос на все виды коммерческой недвижимости в 2015 году существенно снизился, но на рынке остаются «охотники», то есть инвесторы, пытающиеся извлечь выгоду из нынешней явно неблагоприятной экономической ситуации. Они активно ищут объекты, по тем или иным причинам выставленные на продажу с существенным дисконтом, возможностью увеличения стоимости, и с удовольствием их приобретают».