Департамент управления недвижимостью компании Colliers International отмечает, что несмотря на повсеместную экономию средств собственники торговых центров не готовы рисковать, отказываясь от услуг управляющей компании.
В 2015 г. мелкие собственники старались сэкономить на эксплуатации. Некоторые владельцы объектов стремились отказаться от управления эксплуатацией на аутсорсинге, и в итоге значительно пострадал сегмент малых и средних управляющих компаний, чей пул услуг не включал в себя управление арендными отношениями и маркетинговой деятельностью объектов.
Крупным игрокам торгового рынка и сетевым девелоперам 2015 год продемонстрировал, что на фоне «заморозки» ввода новых объектов и минимальной заполняемости вводимых становится очевидно, что отказываться от услуг управляющей компании – значит уменьшать собственную доходность. Маргарита Аристархова, руководитель направления коммерческого управления Департамента управления недвижимостью Colliers International, комментирует: «Еще пять-шесть лет назад не все собственники понимали, зачем им вообще нужна управляющая компания, но нынешняя ситуация показала, что профессиональная УК на объекте значительно снижает риски, связанные с кризисной экономической ситуацией, позволяя не только стабилизировать доход девелопера, но и создавать все условия для его роста, несмотря на постоянную изменчивость рынка. Большинство собственников, так или иначе, приходят к решению начать переговоры с управляющей компанией, и этот тренд будет нарастать, что подтверждается передачей во внешнее управление в 2014-15 годах объектов, чьи собственники до того всегда управляли ими самостоятельно».
По словам Аристарховой, пока эта тенденция больше всего заметна в Москве и Санкт-Петербурге, а в регионах четко выделяются два подхода к управлению торговыми комплексами. Крупный девелопер, проводящий целенаправленную экспансию в регион либо возводящий объект с инвестиционными целями, чаще всего будет искать профессиональную управляющую компанию, поскольку его целями являются быстрое развитие объекта и достижение определенных показателей.
Вторая группа - местные девелоперы, строящие и управляющие сами.
По данным Департамента управления коммерческой недвижимостью Colliers International, в 2015 г. общее количество площадей ТРЦ, находящихся во внешнем управлении, в среднем по стране увеличилось на 23% по сравнению с 2014-м.
«Тенденция «построить для себя, управлять самим, а потом передать детям» родилась в «тучные годы», - говорит Маргарита Аристархова, - но сейчас риски самостоятельного управления увеличились многократно. Более всего это, конечно, касается взаимоотношений с арендаторами, но и помимо этого существует целый блок проблем, начиная с эксплуатации торгового центра и заканчивая контролем над общим сервисом объекта, что в конечном счете сильно влияет на приток потребителей и, как следствие, на доходность».
Основной тренд уходящего года, который продолжится и в 2016-м, - это постепенный переход от «рынка девелопера» к «рынку конечного потребителя» (а не к «рынку арендатора»). От этого зависит, насколько девелопер и арендатор смогут объединить свои усилия в борьбе за каждого потенциального покупателя.
2015 год показал, что в условиях снижения покупательской способности перед собственником и арендатором стоит совместная задача. В этой ситуации переориентирование на конечного потребителя – основа успешного девелоперского бизнеса на ближайшие годы. Профессиональная управляющая компания, как правило, гораздо лучше осведомлена и о нуждах девелопера и арендатора, и о рыночных тенденциях в целом. Поэтому она является тем необходимым связующим звеном, которое позволяет выстроить политику управления объектом таким образом, чтобы сервис, оказываемый конечному потребителю, всегда являлся уникальным торговым предложением и аргументом для выбора в пользу управляемого ТРК.