Александр Островский, генеральный директор O1 Properties
Осенью 2015 г. O1 Properties предложила благотворительным организациям новый для российского рынка коммерческой недвижимости продукт – возможность аренды офиса по нулевой ставке при условии оплаты только операционных и коммунальных расходов. Идея программы родилась в результате общения с разными благотворительными фондами, которые, помогая нуждающимся, вынуждены существенно урезать расходы на содержание собственного аппарата, а для некоторых аренда собственного офиса вообще является недоступной роскошью. Между тем возможность иметь качественный офис для любой организации повышает производительность труда ее сотрудников, а в случае с благотворительными организациями, выполняющими жизненно важную социальную функцию, это особенно актуально.
Решением руководства компании для благотворительных организаций были выделены помещения с уже существующей отделкой сначала в бизнес-центре «Авион», а затем в бизнес-центре «ЛеФОРТ». Всего для программы, которая получила название «Добрые метры», было зарезервировано около 2 000 кв. м в двух бизнес-центрах O1 Properties.
В качестве партнера, осуществляющего коммуникацию с фондами и, что немаловажно, проверку их добросовестности, был выбран сервис «Добро. Mail.ru», который имеет большой опыт работы с благотворительными организациями и собственный алгоритм их оценки. Возможность участия в программе получают только реально работающие организации, способные предоставить документы и отчеты о своей деятельности, а также рекомендации, в том случае если они ранее не проходили проверку сервиса «Добро. Mail.ru».
Сразу после запуска программа получила широкий резонанс, и в течение месяца было сдано около 1 000 кв. м в бизнес-центре «Авион». На сегодняшний день в программе принимают участие такие фонды, как «Благотворительный фонд Константина Хабенского», фонд помощи хосписам «Вера», межрегиональный фонд помощи родственникам больных инсультом «ОРБИ», благотворительный фонды «Дети БЭЛА» и «Галчонок». На рассмотрении также находятся заявки от нескольких других фондов.
Запуск программы «Добрые метры» совпал по времени с выходом отчетов, в которых отмечался рекордный рост объема свободных площадей в московской офисной недвижимости. Поэтому неудивительно, что у кого-то мог появиться соблазн назвать данный проект одной из возможных антикризисных мер по уменьшению объема вакансии по портфелю собственниками столичных офисов. Между тем, если рассматривать именно программу O1 Properties, то заявленный объем площадей для участия в программе составляет менее 0,5% от портфеля компании, поэтому заполненность такого объема арендаторами не может оказать существенного влияния на показатель вакансии по портфелю в целом. Также и поступление оплаты операционных расходов по такому объему площадей не может ощутимо сократить объем операционных расходов по зданию в целом. Кроме того, снижать уровень вакансии сам по себе при сохранении уровня прибыли по объекту на прежнем уровне - не самая актуальная бизнес-задача. Для офисной недвижимости объем свободных площадей не настолько значимый показатель, как в ритейле. В торговых центрах собственники зачастую вынуждены идти на максимальные уступки арендаторам, потому что появление даже нескольких пустующих помещений может вызвать существенное снижение проходимости и, как следствие, цепную реакцию среди других арендаторов. В офисной недвижимости сам факт наличия свободных площадей при сохранении высоких стандартов обслуживания здания не является негативным фактором для существующих арендаторов, скорее даже наоборот – снижается нагрузка на лифты и объекты инфраструктуры.
Также логичным вопросом является возможность возникновения конфликта интересов между арендатором с нулевой арендной ставкой и арендатором, интересующимся помещением на рыночных условиях. В программе «Добрые метры» этот вопрос решается однозначно в пользу благотворительных организаций именно потому, что для компании программа «Добрые метры» - это часть политики социальной ответственности и возможность помочь фондам, чьи условия работы зачастую далеки от комфортных. С фондами заключены контракты, в течение срока действия которых площади, выделенные под нужды благотворительных организаций, не могут быть отданы другим арендаторам.
В то же время, как любая корпоративная благотворительная программа, «Добрые метры» имеют свои ограничения, и мы не планируем ни существенного увеличения площадей в рамках программы, ни расширения списка объектов для участия в акции. Как показала практика общения с фондами, такие организации интересуют небольшие помещения от 10 до 50 метров, и наше предложение вполне может удовлетворить тот спрос со стороны реально работающих благотворительных фондов, штаб-квартиры которых расположены в Москве и которые до сих пор не имеют достаточно комфортного офиса.