Согласно
обзору, подготовленному «БестЪ. Коммерческая недвижимость», в конце 2015 г. в
Санкт-Петербурге функционировало 5 150 заведений на 502 тыс. посадочных мест.
Таким образом, в расчете на тысячу жителей города приходится 98 посадочных
мест, что почти на 2% меньше, чем в 2014 г.
Среди городов-миллионников по этому показателю Санкт-Петербург занимает 6-е место. Среди всех крупных городов только Петербург и Нижний Новгород пока имеют отрицательную динамику, что удивляет, если принять во внимание, например, их туристический потенциал.
За прошедший год почти 10% заведений Петербурга было закрыто. Баланс открытий и закрытий отрицательный – 465 закрытых против 313 новых. В целом за прошедший год наблюдалась отрицательная динамика практически всех показателей, характеризующих ресторанный рынок Петербурга. Исходя из статистики по обороту предприятий общественного питания, в целом сужение рынка за 2015 год составило около 18%.
В географии рынка за прошедший год ничего не изменилось. По-прежнему доминирует центр города. Смещение в сторону спальных районов малосущественно, оно составляет менее 1%.
Говоря о развитии форматов (типов) заведений, можно отметить 2 основные тенденции: резкое увеличение числа «демократичных» (низкобюджетных) столовых и рост числа «питейных» заведений – баров, рюмочных и т.д.
За 2015 год в Петербурге было открыто немногим более 300 новых заведений, 50% из которых ориентированы на «бюджетных» гостей (со средним чеком до 1000 руб.).
Наиболее интенсивно в последнее время открываются столовые и бары, но доля кафе и ресторанов все равно превалирует, составляя 55% от всех вновь открытых заведений. Достаточно интенсивно в последнее время стали открываться заведения с вегетарианским ассортиментом – дань моде на здоровое питание?..
По словам Станислава Ступникова, руководителя направления торговой недвижимости «БестЪ. Коммерческая недвижимость», среди основных трендов на 2016 год можно обозначить: устойчивый рост доли «демократичных форматов», увеличение оборота предприятий общественного питания на 5% – 7%, положительный баланс открытий и закрытий, рост рынка на 8% – 10%, дальнейшую поляризацию спроса и предложения в направлениях «кухня для всех» (большее количество заведений со смешанной кухней) и «кухня для избранных» (авторская, вегетарианская, кошерная, здоровая, экзотическая и т.д.).