Объем торговых площадей неуклонно снижается

По оценкам аналитиков Colliers International, общий объем ввода торговых площадей в Московском регионе в 2015 г. составил 620 тыс. кв. м. При этом не было запущено ни одной стройки крупного ТРЦ либо реализация проектов была приостановлена еще на стадии котлована. 
5029

По оценкам аналитиков Colliers International, общий объем ввода торговых площадей в Московском регионе в 2015 г. составил 620 тыс. кв. м. При этом не было запущено ни одной стройки крупного ТРЦ либо реализация проектов была приостановлена еще на стадии котлована. Причина в том, что девелоперы, ожидая повышения доступности банковского финансирования и оживления рынка ритейла, предпочитали не начинать новые проекты. Стоит отметить, что масштабные ТРЦ, открытые в 2016 г., могут стать одними из последних на ближайшие несколько лет. В 2017-2018 гг. рынок ожидает дефицит новых торговых площадей.

В 2015 г. в Московском регионе открылось 14 ТЦ общей арендной площадью 620 тыс. кв. м, и это в 2 раза меньше, чем заявляли девелоперы в конце 2014 г. Несмотря на перенос сроков выхода многих проектов, 2015 год характеризовался высоким объемом ввода новых площадей в сравнении с предыдущими периодами, уступив только 2014 и 2009 годам. В 2016 г. в Московском регионе заявлено к открытию 12 ТЦ общей совокупной арендной площадью 476 тыс. кв. м. К числу крупнейших строек, начало которых запланировано на 2016 год, относятся ТРЦ «МЕГА Мытищи», ТРЦ в Нагатино и ТРЦ «Капитолий» на Каширском шоссе.

Fashion-операторы, учитывая безрадостные тенденции времени, ограничивают свои планы по открытию новых магазинов и фокусируются на единичных проектах, которые отвечают их требованиям по заполняемости и проходимости. Интересно, что при этом активно развиваются операторы развлечений – они способны закрыть достаточно большие площади в ТЦ и предлагают рублевые арендные ставки, сопоставимые со ставками fashion-операторов на «якорные» помещения.

В 2015 г. на столичный рынок торговой недвижимости вышло 36 новых международных арендаторов, которые открыли монобрендовые магазины и предприятия общепита. Для сравнения - в 2014 г. таковых было 59. Основными локациями выхода новых иностранных операторов стали «Афимолл Сити», «Авиапарк», «Центральный Детский мир на Лубянке» и центральные торговые улицы города. О желании покинуть российский рынок до конца 2016 года заявили 11 международных ритейлеров, что сопоставимо с показателями 2014 г.

В течение 2015 г. собственники ТЦ предоставляли выгодные коммерческие условия арендаторам, при этом % от товарооборота стал основным инструментом регулирования арендных платежей. Практически все новые сделки совершались с фиксацией курса доллара на первый год (в диапазоне 40-60 рублей за доллар) либо в «чистых» рублях. Однако некоторые девелоперы, сохраняя долларовые ставки без фиксации курса, предоставляли временные скидки от базовой ставки аренды, величина которых приводила долларовую ставку к приемлемой рублевой ставке.

На фоне ввода нескольких крупных объектов при одновременном сокращении планов развития большинства ритейлеров вакантность в сегменте выросла до 8% - и это максимальный показатель с 2009 г. По итогам 2016 г. вакантность незначительно снизится - до 7,5%.

Анна Никандрова, региональный директор департамента торговой недвижимости Colliers International в России, комментирует: «Несмотря на негативное влияние экономической ситуации на рынок торговой недвижимости, с сентября 2015 г. мы наблюдаем постепенное восстановление активности в сегменте. Развитие рынка продолжится, хотя и медленными темпами. Основной поток покупателей будет сконцентрирован в качественных торговых объектах, при этом сюда переместится часть трафика, ранее приходившаяся на стихийный шопинг в таких локациях, как павильоны у метро и различные низкокачественные временные торговые помещения. Новые конкурентоспособные бренды продолжат выходить на московский рынок, что усилит конкуренцию за помещения в качественных ТЦ. Как показал прошедший 2015 год, рынок Москвы по-прежнему остается интересным для международных операторов. С учетом перечисленных факторов и принимая во внимание небольшие объемы ввода в ближайшие несколько лет, мы ожидаем, что за два-три года рублевые ставки аренды смогут приблизиться к докризисному уровню, а в наиболее успешных проектах – превысить его».

 



иГРОКИ РЫНКА

Nikoliers

Никандрова Анна

Консалтинг и брокеридж

Nikoliers

журнал CRE 7(441)

Июль
Вышел из печати CRE №7 (441) Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Читайте в номере: АКТУАЛЬНО Ушли в коммерцию: перейдут ли инвесторы из жилой недвижимости в коммерческую? Эксперты журнала ожидают возвращения интереса к коммерческой недвижимости у игроков рынка, однако подчеркивают, что процесс этот не будет слишком активным. ТЕМА НОМЕРА Это моя поляна: как укрупнение сегмента девелопмента влияет на отрасль и отдельные ее направления. УПРАВЛЕНИЕ ...

Популярное

Источник: Kanzler
Экспертный анализ

Кодовое слово: как менялся дресс-код на рынке недвижимости

Лето-2024 стало одним из самых жарких в истории наблюдений, и семь из десяти компаний Москвы и Подмосковья, по данным SuperJob, смягчили дресс-код. При этом, многие сотрудники российских бизнесов поддерживают соблюдение стандартов даже летом: 36% опрошенных «Авито» считают, что носить прозрачную одежду на работе категорически нельзя, 31% против ношения маек, кроп-топов и «вещей с оголённой талией», 29% — шорт, но только на мужчинах. Ещё 26% не радуют тапочки или сланцы коллег, 22% респондентов-женщин – глубокие декольте, и только 31% респондентов не раздражает ничего. Ведущие эксперты российского рынка недвижимости, ритейла, логистики и индустрии гостеприимства вспомнили для CRE, как менялся дресс-код в отрасли за тридцать лет, и поделились, что можно, а что нельзя в их офисах и вне офисов (но в рабочее время) сегодня.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
22.07
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 июля)

Готовящаяся сделка Radius Group и Ozon, новый крупный склад под Уфой, новости Accent Capital, O1 Properties и У Aspace, блины в красноярской «Планете», крупные складские сделки в Петербурге и Москве, ход работ в Stone Ленинский, а также новая статья из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке. 
21.07
Источник: SOK
Экспертный анализ

Наденьте это немедленно

38% сотрудников российских компаний всегда придерживаются правил дресс-кода, хотя он их и раздражает. 35% нарушали их, но очень редко, а 40% считают важным соблюдение дресс-кода в офисах в принципе. CRE продолжает серию летних публикаций о том, как менялся дресс-код на рынке недвижимости, в ритейле, логистике, индустрии гостеприимства и смежных сегментах.

Продолжение. Начало - здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
23.07
Источник: cre.ru
Проект

«Гранель» построит склад для Ozon

Ozon займет склад, который построит «Гранель» в Новой Москве.
 
22.07
Источник: Пресс-служба Business Club
Игроки рынка

Business Club построит премиальный БЦ на Ходынке

Business Club презентовал бизнес-центр нового формата.

24.07
Источник: Пресс-служба «Мантера»
Открытие

В Олимпийском парке открывается премиальный отель

В Сочи откроется отель Mantera Supreme Seaside.  
 
26.07
Источник: Pridex
Открытие

Штаб-квартира «Уральской Стали» переехала на Пресню

Головной офис одного из лидеров металлургического рынка площадью 4 тыс. кв. м реализован компанией Pridex на территории бывшего лакокрасочного завода братьев Мамонтовых.
23.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre