Объем торговых площадей неуклонно снижается

По оценкам аналитиков Colliers International, общий объем ввода торговых площадей в Московском регионе в 2015 г. составил 620 тыс. кв. м. При этом не было запущено ни одной стройки крупного ТРЦ либо реализация проектов была приостановлена еще на стадии котлована. 
5231

По оценкам аналитиков Colliers International, общий объем ввода торговых площадей в Московском регионе в 2015 г. составил 620 тыс. кв. м. При этом не было запущено ни одной стройки крупного ТРЦ либо реализация проектов была приостановлена еще на стадии котлована. Причина в том, что девелоперы, ожидая повышения доступности банковского финансирования и оживления рынка ритейла, предпочитали не начинать новые проекты. Стоит отметить, что масштабные ТРЦ, открытые в 2016 г., могут стать одними из последних на ближайшие несколько лет. В 2017-2018 гг. рынок ожидает дефицит новых торговых площадей.

В 2015 г. в Московском регионе открылось 14 ТЦ общей арендной площадью 620 тыс. кв. м, и это в 2 раза меньше, чем заявляли девелоперы в конце 2014 г. Несмотря на перенос сроков выхода многих проектов, 2015 год характеризовался высоким объемом ввода новых площадей в сравнении с предыдущими периодами, уступив только 2014 и 2009 годам. В 2016 г. в Московском регионе заявлено к открытию 12 ТЦ общей совокупной арендной площадью 476 тыс. кв. м. К числу крупнейших строек, начало которых запланировано на 2016 год, относятся ТРЦ «МЕГА Мытищи», ТРЦ в Нагатино и ТРЦ «Капитолий» на Каширском шоссе.

Fashion-операторы, учитывая безрадостные тенденции времени, ограничивают свои планы по открытию новых магазинов и фокусируются на единичных проектах, которые отвечают их требованиям по заполняемости и проходимости. Интересно, что при этом активно развиваются операторы развлечений – они способны закрыть достаточно большие площади в ТЦ и предлагают рублевые арендные ставки, сопоставимые со ставками fashion-операторов на «якорные» помещения.

В 2015 г. на столичный рынок торговой недвижимости вышло 36 новых международных арендаторов, которые открыли монобрендовые магазины и предприятия общепита. Для сравнения - в 2014 г. таковых было 59. Основными локациями выхода новых иностранных операторов стали «Афимолл Сити», «Авиапарк», «Центральный Детский мир на Лубянке» и центральные торговые улицы города. О желании покинуть российский рынок до конца 2016 года заявили 11 международных ритейлеров, что сопоставимо с показателями 2014 г.

В течение 2015 г. собственники ТЦ предоставляли выгодные коммерческие условия арендаторам, при этом % от товарооборота стал основным инструментом регулирования арендных платежей. Практически все новые сделки совершались с фиксацией курса доллара на первый год (в диапазоне 40-60 рублей за доллар) либо в «чистых» рублях. Однако некоторые девелоперы, сохраняя долларовые ставки без фиксации курса, предоставляли временные скидки от базовой ставки аренды, величина которых приводила долларовую ставку к приемлемой рублевой ставке.

На фоне ввода нескольких крупных объектов при одновременном сокращении планов развития большинства ритейлеров вакантность в сегменте выросла до 8% - и это максимальный показатель с 2009 г. По итогам 2016 г. вакантность незначительно снизится - до 7,5%.

Анна Никандрова, региональный директор департамента торговой недвижимости Colliers International в России, комментирует: «Несмотря на негативное влияние экономической ситуации на рынок торговой недвижимости, с сентября 2015 г. мы наблюдаем постепенное восстановление активности в сегменте. Развитие рынка продолжится, хотя и медленными темпами. Основной поток покупателей будет сконцентрирован в качественных торговых объектах, при этом сюда переместится часть трафика, ранее приходившаяся на стихийный шопинг в таких локациях, как павильоны у метро и различные низкокачественные временные торговые помещения. Новые конкурентоспособные бренды продолжат выходить на московский рынок, что усилит конкуренцию за помещения в качественных ТЦ. Как показал прошедший 2015 год, рынок Москвы по-прежнему остается интересным для международных операторов. С учетом перечисленных факторов и принимая во внимание небольшие объемы ввода в ближайшие несколько лет, мы ожидаем, что за два-три года рублевые ставки аренды смогут приблизиться к докризисному уровню, а в наиболее успешных проектах – превысить его».

 



иГРОКИ РЫНКА

Nikoliers

Никандрова Анна

Консалтинг и брокеридж

Nikoliers

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: Пресс-служба «Кристалл»
Проект

В Хосте откроют санаторий «Кристалл»

В Сочи впервые за 25 лет открывается новый санаторий «Кристалл», построенный с нуля.
 
15.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre