Аналитики GVA Sawyer рассказали о состоянии и перспективах торгового рынка Северной столицы.
Макроэкономические предпосылки
Оборот розничной торговли в Санкт-Петербурге за 11 мес. 2015 г. составил 945 млрд руб., что только на 5% больше, чем в 2014 г., при официальной годовой инфляции в 13,2%. Очевидно, что в реальных ценах в 2015 г. оборот розничной торговли в Санкт-Петербурге сократился на одну десятую часть.
Удельный вес оборота непродовольственными товарами остается на уровне 65%, таким образом, структура оборота розничной торговли не изменилась по сравнению с 2014-м.
Индекс потребительских цен за 2015 год по сравнению с 2014-м составил 113,2%. Рост индекса потребительских цен остался на уровне 2014 г., однако в структуре инфляции наблюдается некоторое смещение в сторону продовольственных товаров.
Рост цен на непродовольственные товары в 2015 г. объясняется девальвацией рубля. В связи с импортозависимостью России, девальвация привела не к росту экспорта, а к удорожанию импорта и местных товаров из импортных комплектующих.
Макроэкономическая ситуация в стране в целом и в Санкт-Петербурге, в частности, такова: высокая инфляция - выше 13% по официальным данным (реальная - от 30% до 50%), падение доходов населения на 7% по итогам 2015 г., как следствие - падение оборота торговли и рост вакантных площадей в ТЦ.
По данным Петростата, население Санкт-Петербурга практически не растет: за 10 мес. 2015 г. выросло на 0,3%, что не превышает точности измерения.
Таким образом, в России и в Санкт-Петербурге, в частности, наблюдается полномасштабный экономический кризис, который пагубным образом влияет на рынок торговой недвижимости.
Предложение
По итогам 2015 г. общая арендопригодная площадь в профессиональных ТЦ Санкт-Петербурга увеличилась только на 1,5% и осталась на уровне 3,8 млн кв. м.
Строительная отрасль имеет долгий производственный цикл и с опозданием реагирует на локальные экономические кризисы, однако общий тренд активности очевиден - это насыщение рынка Санкт-Петербурга на уровне 3,9 - 4 млн кв. м и практическая остановка нового строительства.
По итогам 2015 г. в Санкт-Петербурге Введено 53,1 тыс. кв. м. GLA торговых площадей в ТРК, что является наименьшим показателем с 2008 г. Падение объема ввода по сравнению с 2014 годом составило 60%, а по сравнению с 2013 г. - 75%.
Обеспеченность качественными торговыми площадями в Санкт-Петербурге по итогам 2015 г. составляет около 745 кв. м. GLA на тыс. жителей, что является наибольшим значением среди всех городов-миллионников России.
Обеспеченность качественными торговыми площадями в Санкт-Петербурге приближается к средним для европейских столиц показателям (600-1000 кв. м на тыс. жителей), что также говорит о насыщении рынка.
Знаковые проекты 2015 г.
Основной объект года - это первый торговый центр формата Аутлет-центр в Санкт-Петербурге - проект компании Hines Outlet Village Пулково в Московском районе. Проект разрабатывался более 5 лет и открылся, несмотря на кризис в 2015 г. Хотя формат Аутлет-центра предполагает торговлю со значительным дисконтом, что должно быть особенно актуально для покупателей в кризис, Outlet Village Пулково не смог привлечь арендаторов даже на первую очередь в 15 тыс. кв. м. GLA.
К моменту открытия аутлета в нем реально работали только порядка 20% арендаторов. На конец года количество работающих магазинов в Outlet Village Пулково не увеличилось. Тем не менее, по мнению специалистов GVA Sawyer, Outlet Village Пулково - проект перспективный, и после окончания кризиса и восстановления рынка он будет весьма востребован. В 2015 г. в Петербурге должны были открыться еще два аутлета - Дом Моды на Таллинском шоссе и Villa Outlet Center на улице Савушкина, однако оба конкурентных проекта отложили свою реализацию на неопределенный срок в связи с кризисом. Стоит отметить, что проект Дом Моды на Таллинском шоссе переносит сроки строительства уже 8 год подряд, перемещаясь в разряд «проектов - призраков».
ТК «У Красного моста» должен был открыться еще в 2012 г., но открытие неоднократно переносилось. Проект представляет собой реконструкцию здания второй половины XIX - начала XX века на набережной реки Мойки. Первоначально под торговую часть было отнесено до 12 тыс. кв. м., однако УК не смогла найти арендаторов даже на такую ??площадь. В итоге ТК открылся спустя три года после окончания реконструкции с торговой частью в 3 200 кв. м., заполненную силами УК некоторым количеством товара. По сути, это полный провал торгового функционала в составе МФК «У Красного моста». В отлично отреставрированном торговом комплексе охранников гораздо больше, чем случайных посетителей.
Вторая очередь ТРК «Питер Радуга» открылась 15 октября 2015 г. с одним работающим арендатором - детским проектом «Кидбург», открытым на площади в 3,4 тыс. кв. м. Однако к новогодним праздникам вновь построенный корпус начал заполнятся арендаторами. УК анонсировала достижение 90% уровня по заключенным договорам аренды.

Будущее предложение. Объекты 2016 г.
В 2016 г. ожидается открытие крупного торгового комплекса «Охта Молл», а также второй очереди ТК у ст. метро «Рыбацкое», суммарно на рынок выйдет менее 90 тыс. кв. м., что, однако, больше, чем в 2015 г.
ТРЦ «Охта Молл» реализуется концерном SRV совместно с финским инвестиционным фондом России Invest. Общий объем инвестиций в торгово-развлекательный центр составит 250 млн евро. «Охта Молл» является первой очередью многофункционального комплекса «Охта Сити» общей площадью 400 тыс. кв. м. Проект имеет хорошие перспективы за счет удачного расположения.

Спрос
В целом по рынку уровень вакантных площадей увеличился за 2015 год с 5% до 8%, что превышает 300 тыс. кв. м. Общая несданная площадь за год увеличилась на 60%. Объем рынка площадей увеличился до рекордных значений и превысил показатель 2009 и 2010 гг.
В 2016 г. прогнозируется дальнейший рост вакансии как в относительном, так и в натуральном выражении, что будет оказывать давление на ставки в наиболее невостребованных торговых комплексах и усилит тенденцию реконцепции / реновации части площадей.
Развитие сетевой розницы характеризуется развитием в первую очередь российских сетей, иностранцы корректируют свое присутствие:
• Владельцы «Юлмарта» построили в Петербурге ритейл-парк «Мезоджи», состоящий из пригородного центра исполнения заказов «Юлмарт» и гипермаркета «Оптоклуб« Ряды ». Объем инвестиций в строительство пригородного центра исполнения заказов в парке составил около 1,6 млрд руб, а всего парка - около 3 млрд руб. По данным собственников, до 2017 г. планируется открыть еще шесть подобных оптово-розничных парков: на Пискаревском проспекте, на Софийской улице, на Мурманском шоссе, в деревне Новосаратовка, на Шафировском проспекте, где уже работает «Оптоклуб «Ряды», и в Мытищах. Общая площадь объектов с учетом уже открытых составит около 229 тыс. кв. м.
• Владельцы торговой сети «Метрика» собираются продать земельные участки площадью около 390 тыс. кв. м и бизнес-центр класса «Б» в Санкт-Петербурге. В настоящий момент в Петербурге действует восемь гипермаркетов сети , которые также могут быть выставлены на продажу.
• Группа компаний «Детский мир» открыла в 2015 г. девять магазинов.
• В 2015 г. ритейлер «Лента» начал запуск в Санкт-Петербурге торговых точек в формате супермаркетов. Первый супермаркет открылся осенью на ул. Бабушкина.
• Продуктовый ритейлер «Сетка» ушел с рынка из-за крупных долгов. Компания собиралась открыть 50 магазинов в Петербурге, но их количество не превысило и десяти. Шесть открытых в городе магазинов сети перейдут к «Пятерочке».
• Бывшие менеджеры сети «Дети» открыли собственную сеть магазинов детской одежды Reike. На конец года открыты две точки - в ТРК «Жемчужная Плаза» и в ТЦ «Невский». Владельцы сети объявили о планах открытия новых магазинов в 2016 г.
• Сеть Decathlon приобрела участок рядом с Мегой-Парнас для строительства гипермаркета. Общая площадь здания составит 4723 тыс. кв. м. «Декатлон Парнас» станет первым в Петербурге отдельно стоящим магазином компании. Запланировано открытие еще ??нескольких подобных объектов в различных районах города.
• Финский ритейлер Prisma закрыл магазин в ТРК «Континент». Вместо него планируется открыть «Перекресток». В 2014 г. Prisma остановила расширение сети, состоящей из 19 магазинов. Компания закрыла торговые точки в ТРЦ «Охта Молл», ТРК «Меркурий» и вдвое уменьшила площадь магазина в ТРК «Гранд Каньон». После ухода из ТРК «Континент» сеть ретейлера сократится до шести гипермаркетов и 11 супермаркетов в Петербурге и области.
• Сеть DNS открыла 5 новых магазинов в Санкт-Петербурге в 2015 г. На сегодняшний день сеть ритейлера состоит из 36 магазинов трех форматов: супермаркеты под брендами «Компьютерный мир» и DNS, магазин крупной бытовой техники «DNS Фрау техника» и дискаунтер TechnoPoint.
• Компания Стокманн объявила о закрытии розничного бизнеса в России. Компания сообщила, что договорилась о продаже своих универмагов за 5 млн евро компании Reviva Holdings Limited. В России у Стокманна останется только девелоперское подразделение: оно продолжит владеть и управлять ТРК «Невский центр», в котором сейчас работает универмаг Stockmann.
Что касается fashion-сегмента, то после драматичного исхода марок в 2014 г., в 2015-м этот процесс замедлился и местами даже повернул вспять:
• Торговая сеть Zara закрыла свой ??магазин на Невском проспекте, 62, что связано с реформированием планов сети.
• В 2015 г. в ТРЦ «Галерея» открылся первый магазин Uniqlo на 1,3 тыс. кв. м. Также заключены договора на размещение в Мегах.
• В 2015 г. в Санкт-Петербург вернулся магазин Hugo Boss. Марка, ранее арендовавшая отдельные помещения на Невском проспекте, теперь представлена ??фирменным двухэтажным сектором в ТРК Галерея на Лиговском пр .
Финансовые условия
Как и прогнозировалось, в 2015 г. произошло падение средних ставок аренды на 10%.
Несмотря на то, что в 2016 г. ожидается дальнейший рост доли вакантных площадей в ТК города, инфляционное давление заставит вырасти средние ставки в рублевом выражении на 5%.