Как удержать арендаторов? О грамотных стратегиях

Арендные отношения остаются краеугольным камнем, вокруг которого сосредоточены интересы собственников объектов и арендаторов. 
7955

Арендные отношения остаются краеугольным камнем, вокруг которого сосредоточены интересы собственников объектов и арендаторов. Владельцы коммерческой недвижимости стараются сохранить арендные доходы и при этом не потерять арендаторов. Между тем, высокий уровень вакансии дает арендаторам большое количество предложений для переезда.

Прошлый год оказался нелегким для владельцев. Исчисление налога на имущество исходя из его кадастровой стоимости повлекло увеличение налогового бремени для собственников объектов. Кадастровая оценка далеко не всегда является справедливой, однако для того, чтобы ее оспорить и добиться снижения налога, необходимо потратить много сил и времени.

Кроме того, многие собственники торговых центров были вынуждены перейти на так называемую «смешанную» систему арендной платы, сочетающую фиксированную ставку и процент с оборота арендатора. Такая схема позволяет им сохранить или привлечь арендаторов. Тем не менее строительство большинства торговых центров осуществлялось с привлечением заемных средств, соответственно, арендодателям необходимо получать фиксированный доход от каждого помещения для того, чтобы расплатиться с банком. Банки достаточно негативно принимают такую финансовую модель.

Стоимость эксплуатации объектов также повышается, поскольку основная часть расходных материалов закупается за рубежом. Таким образом, расходы, которые номинируются в долларах, за счет курса не снижаются, налоговая нагрузка только увеличивается, платежи за землю в виде арендной платы растут, а выручка падает. Безусловно, такое положение дел не устраивает собственников. Изменить ситуацию с налоговым бременем достаточно сложно, однако возможно оптимизировать остальные расходы, связанные с содержанием объекта, - именно здесь необходимо определиться со стратегией.

С одной стороны, для собственника существует большое искушение сказать о необходимости «затянуть пояса», поскольку сейчас сложное время и необходимо сокращать расходы. Однако в этом случае  арендаторы могут потребовать снижения ставки аренды в силу заметных изменений в качестве содержания объекта, а то и вовсе подумать о переезде.  «На сегодняшний день для арендаторов открыто широкое поле возможностей, которыми нельзя не пользоваться, - отмечает директор департамента управления объектами NAI Becar Мария Онучина. - Локация объектов уходит на второй план, а на первый выходит наилучшее сочетание цены и сервисов. Степень комфортности пребывания на объекте становится наиболее важным показателем для арендатора при выборе помещения».

В этом смысле целесообразна стратегия, направленная на удовлетворение потребностей арендаторов. Таким образом, собственнику необходимо, наоборот, сосредоточиться на высоких требованиях к содержанию объекта с целью обеспечения комфортного пребывания арендаторов всех групп.Например, привлечь несколько операторов питания на объект – ресторан для руководящего состава и столовую для сотрудников, которые смогут питаться дешевле и быстрее. «Повышение качества объекта за счет создания более интересной атмосферы и большего числа возможностей для арендаторов позволит повысить их лояльность и, как следствие, увеличить чистый операционный доход», - отмечает Мария Онучина.

Однако существует и другой путь, который имеет смысл серьезно рассматривать собственникам. Он касается таких кардинальных изменений, как реновация или реконцепция объектов. К сожалению, большое количество торговых центров функционирует без понимания своей целевой аудитории, исходя исключительно из ориентации на своих якорных арендаторов и хаотичного брокериджа. Именно такие объекты на сегодняшний день пострадали больше всех. Как результат, собственникам таких торговых объектов стоит задуматься об изменении концепции, анализе целевой аудитории, местоположения, поиске той ниши, в которой он будет востребован. Ведь в выигрыше останутся только высококачественные объекты с целостной концепцией и пониманием своих арендаторов. Не менее сложная ситуация сложилась и на падающем офисном рынке, перенасыщенном предложениями. Далеко не все собственники готовы пойти на уступки по условиям аренды, а между тем восстановление спроса ожидается не раньше, чем через 2-3 года. Таким образом, иногда даже стоит задуматься о перепрофилировании объектов в апартаменты, гостиницы, апарт-отели или творческие кластеры и т.д. Повышение качества управления проектом или новые решения позволят не только сохранить прежний доход собственников, но и приумножить его.

Итак, на сегодняшний день открыты возможности не только для арендаторов с точки зрения поиска площадей с наилучшими условиями, но и для собственников, чтобы рационально отнестись к владению своими объектами и сделать их более конкурентоспособными. 



журнал CRE 2(447)

Март
Пакуют все: какие новые продукты выйдут на рынок коллективных инвестиций? Доходность депозитов в России всё ещё высока, конкуренция между управляющими ЗПИФ компаниями – всё жёстче. Удастся ли убедить «частников» в них вкладываться, и вообще изменить отношение к исторически непонятной и сложной для них commercial real estate? Высокие отношения: насколько вероятна так называемая деградация девелопмента?    За МКАДом жизнь есть: «великий офисный исход» за МКАД прогнозировался ещё двадца...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (3-9 марта)

Александр Клячин готовится вернуть себе активы KR Properties, «Ростех» решил владеть своим офисным комплексом, а не арендовать его, круаные сделки по аренде складов состоялись в Москве и Краснодаре, RD Management взяла в управление еще три объекта ADG group, а в столице прошел XVIII PFM Congress. Эти и другие новости - в нашей традиционной подборке за неделю. 
09.03
Источник: ap22.ru
Открытие

«Супер Лента» пришла в Бийск

В Бийске открылся первый магазин «Супер Лента».
 
10.03
Источник: Vos’hod
Проект

Vos’hod представил интерьеры Armani / Casa Moscow Residences

Vos’hod показал интерьеры клубного дома «от Armani».
 
10.03
Источник: CRE
События

XVIII PFM Congress: Как расколоть ОРЕХ и зачем в недвижимости СЕХ

В прошлом году команда CRE Events пришла к разделению по сессиям  Property Management и Facility Management, что позволило гораздо подробнее рассмотреть все аспекты управления и уделить больше внимания именно РМ. А к итоговому мероприятию 2024 года был протестирован формат "оцифровки" показателей доходов и расходов - эффективности УК. Это делает наглядным всю проблематику рынка, которую хотя бы теоретически можно измерить. Property & Facility Management Congress 2025 стал промежуточным итогом этих двух векторов развития мероприятий для управляющих компаний: в первой сессии мы препарировали операционные расходы (ОРЕХ): из чего они состоят, как менялись статьи расходов, как менялись доли различных видов затрат - на конкретных примерах, общих табличках с пояснениями. Во второй сессии мы сосредоточились на доходной части, которая, как выяснилось, растет не только за счет ротации арендаторов и индексации ставок, но и за счет маркетинга, повышения клиентского опыта (Customer Experience, CЕX), построения путей от бренда (объекта) к клиенту, других инструментов привлечения и удержания ЦА. 

Видео мероприятия ЗДЕСЬ. Фотоотчет ТУТ

 
05.03
Источник: AFI Development
Открытие

«АФИ Галерея» открылась у «Белорусской»

«АФИ Галерея» стала первым МФК, открытым в центре Москвы после затишья на рынке торгово-офисной недвижимости, вызванного пандемией и уходом иностранных компаний из России. Сейчас интерес к коммерческим проектам растет – об этом свидетельствует низкая вакансия, которая в столичных торговых объектах составляет 7%, а в офисных – 5-8%, по оценке аналитиков AFI Development. 
07.03
Источник: NF Group
Игроки рынка

NF Group открыла офис в Сочи

Подразделение компании возглавила Кристина Зажигалина, ведущий эксперт с более чем 10-летним опытом работы в сфере недвижимости. Ее профессиональный подход и глубокие знания рынка обеспечат клиентам доступ к лучшим объектам и индивидуальным решениям.
07.03
Источник: НКО «Альянс экспертов рынка недвижимости»
Игроки рынка

По Light Industrial выпустили дайджест

Разработкой дайджеста Light Industrial по оценке на основе индикаторов рынка коммерческой недвижимости занималось НКО «Альянс экспертов рынка недвижимости». Это самые актуальные данные от 31 января 2025 года. 
07.03

подпишись НА эксклюзивные новости cre