Как удержать арендаторов? О грамотных стратегиях

Арендные отношения остаются краеугольным камнем, вокруг которого сосредоточены интересы собственников объектов и арендаторов. 
7835

Арендные отношения остаются краеугольным камнем, вокруг которого сосредоточены интересы собственников объектов и арендаторов. Владельцы коммерческой недвижимости стараются сохранить арендные доходы и при этом не потерять арендаторов. Между тем, высокий уровень вакансии дает арендаторам большое количество предложений для переезда.

Прошлый год оказался нелегким для владельцев. Исчисление налога на имущество исходя из его кадастровой стоимости повлекло увеличение налогового бремени для собственников объектов. Кадастровая оценка далеко не всегда является справедливой, однако для того, чтобы ее оспорить и добиться снижения налога, необходимо потратить много сил и времени.

Кроме того, многие собственники торговых центров были вынуждены перейти на так называемую «смешанную» систему арендной платы, сочетающую фиксированную ставку и процент с оборота арендатора. Такая схема позволяет им сохранить или привлечь арендаторов. Тем не менее строительство большинства торговых центров осуществлялось с привлечением заемных средств, соответственно, арендодателям необходимо получать фиксированный доход от каждого помещения для того, чтобы расплатиться с банком. Банки достаточно негативно принимают такую финансовую модель.

Стоимость эксплуатации объектов также повышается, поскольку основная часть расходных материалов закупается за рубежом. Таким образом, расходы, которые номинируются в долларах, за счет курса не снижаются, налоговая нагрузка только увеличивается, платежи за землю в виде арендной платы растут, а выручка падает. Безусловно, такое положение дел не устраивает собственников. Изменить ситуацию с налоговым бременем достаточно сложно, однако возможно оптимизировать остальные расходы, связанные с содержанием объекта, - именно здесь необходимо определиться со стратегией.

С одной стороны, для собственника существует большое искушение сказать о необходимости «затянуть пояса», поскольку сейчас сложное время и необходимо сокращать расходы. Однако в этом случае  арендаторы могут потребовать снижения ставки аренды в силу заметных изменений в качестве содержания объекта, а то и вовсе подумать о переезде.  «На сегодняшний день для арендаторов открыто широкое поле возможностей, которыми нельзя не пользоваться, - отмечает директор департамента управления объектами NAI Becar Мария Онучина. - Локация объектов уходит на второй план, а на первый выходит наилучшее сочетание цены и сервисов. Степень комфортности пребывания на объекте становится наиболее важным показателем для арендатора при выборе помещения».

В этом смысле целесообразна стратегия, направленная на удовлетворение потребностей арендаторов. Таким образом, собственнику необходимо, наоборот, сосредоточиться на высоких требованиях к содержанию объекта с целью обеспечения комфортного пребывания арендаторов всех групп.Например, привлечь несколько операторов питания на объект – ресторан для руководящего состава и столовую для сотрудников, которые смогут питаться дешевле и быстрее. «Повышение качества объекта за счет создания более интересной атмосферы и большего числа возможностей для арендаторов позволит повысить их лояльность и, как следствие, увеличить чистый операционный доход», - отмечает Мария Онучина.

Однако существует и другой путь, который имеет смысл серьезно рассматривать собственникам. Он касается таких кардинальных изменений, как реновация или реконцепция объектов. К сожалению, большое количество торговых центров функционирует без понимания своей целевой аудитории, исходя исключительно из ориентации на своих якорных арендаторов и хаотичного брокериджа. Именно такие объекты на сегодняшний день пострадали больше всех. Как результат, собственникам таких торговых объектов стоит задуматься об изменении концепции, анализе целевой аудитории, местоположения, поиске той ниши, в которой он будет востребован. Ведь в выигрыше останутся только высококачественные объекты с целостной концепцией и пониманием своих арендаторов. Не менее сложная ситуация сложилась и на падающем офисном рынке, перенасыщенном предложениями. Далеко не все собственники готовы пойти на уступки по условиям аренды, а между тем восстановление спроса ожидается не раньше, чем через 2-3 года. Таким образом, иногда даже стоит задуматься о перепрофилировании объектов в апартаменты, гостиницы, апарт-отели или творческие кластеры и т.д. Повышение качества управления проектом или новые решения позволят не только сохранить прежний доход собственников, но и приумножить его.

Итак, на сегодняшний день открыты возможности не только для арендаторов с точки зрения поиска площадей с наилучшими условиями, но и для собственников, чтобы рационально отнестись к владению своими объектами и сделать их более конкурентоспособными. 



журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (11-17 ноября)

Новости офисной недвижимости, как по части сделок, так и по части новых проектов и архитектурных концепций, открытия в новосибирской «Ауре», назначение в Kalinka и новый проект в формате light industrial.
17.11
Источник: Самолет
Назначения

Анна Акиньшина - новый гендиректор «Самолета»

Ранее Анна занимала должность финансового директора группы. 
18.11
Источник: ГК «Кортрос»
Проект

«Кортрос» дал старт Tate

В основание башен Tate в районе Марьиной рощи залили первый куб бетона.

 
18.11
Источник: domclick.ru
Аукцион

Москва предлагает бизнес в ЮЗАО

Предприниматели могут приобрести коммерческое помещение в Ломоносовском районе.
 
18.11
Источник: Profit Management
Открытие

В «Мёбельбурге» открыли лекторий и коворкинг

Управляет объектом компания Profit Management.
18.11
Источник: Пресс-служба MR Group
Открытие

MR Group открыла офис продаж Jois

Состоялось открытие офиса продаж премиального проекта Jois от MR Group.
 
15.11
Источник: Пресс-служба BMS Development Group
Назначения

Зинаида Купеева будет пиарить BMS Development Group

Зинаида Купеева назначена на должность PR-директора BMS Development Group.
 
19.11

подпишись НА эксклюзивные новости cre