Александр Устинов, директор по развитию RD Management
Основное отличие российской практики эксплуатации высотных зданий от мировой – в том, что в России больше процент собственников, которые самостоятельно эксплуатируют свои здания. В мировой же практике почти все высотное строительство эксплуатируется профессиональными УК, а общий процент аутсорсинга ФМ-услуг достигает 80%. В России же ситуация другая: порядка 50% высотных зданий обслуживается собственниками самостоятельно.
При обслуживании небоскребов особое внимание должно быть направлено на эксплуатацию лифтов, фасадов, кровель, инженерных систем и систем пожарной безопасности. При этом небоскребы как многофункциональные комплексы сочетают в себе разные типы недвижимости. Это и ритейл, и офисы, и апартаменты, и гостиницы. Ввиду их функциональных особенностей от УК требуется практически круглосуточная работа.
Существенная статья расходов в небоскребах – это мойка окон и фасадов. Вопросы монтажа оборудования и мелкого ремонта, замены стеклопакетов детально прорабатываются еще на этапе проектирования и строительства. В небоскребах наряду с промышленным альпинизмом применяют стационарные системы обслуживания фасадов - так называемые BMU. При этом они должны разрабатываться с учетом климатических особенностей. Например, в России необходима система обогрева крыш зданий и фасада: она позволяет полностью исключить образование наледи.
К инженерным системам высотных зданий также предъявляются особые требования. Чем выше объект, тем больше перепады давления в системах водоснабжения и кондиционирования. Здесь одна из задач УК заключается в том, чтобы настроить равномерность распределения потоков воздуха, воды, выровнять балансность систем на уровне высотного здания. На системы коммуникаций в небоскребах ложится большая нагрузка. Как следствие – инженерные системы могут изнашиваться чаще и соответственно – требовать замены или ремонта. Поэтому при эксплуатации небоскребов УК должна регулярно проводить аудит всех инженерных коммуникаций.