Крупных скидок для арендаторов больше не будет, но это – признак стабилизации

По прогнозам PM-департамента Colliers International, в 2016 г. арендаторам ТРЦ не следует ожидать значительных скидок. В среднем их размер не превысит 3-5% с учетом изменений курсов валют.
4776

По прогнозам PM-департамента Colliers International, в 2016 г. арендаторам ТРЦ не следует ожидать значительных скидок. В среднем их размер не превысит 3-5% с учетом изменений курсов валют. На первый план в этом году выйдет такой инструмент финансового регулирования, как фиксация курса в пределах заявленного валютного коридора. Очевидно, что в быстро меняющейся ситуации сроки действия соглашений могут колебаться в пределах трех месяцев. Как считают аналитики, большинство собственников и арендаторов ТРЦ уже пришли к обоюдоприемлемым условиям аренды. Полугодовые допсоглашения продолжают действовать для тех арендаторов, кто пролонгоровал свои договоры не позже октября 2015 г. И только порядка 5% арендаторов зафиксировали цену сроком на год.

Краткосрочная фиксация курсов валют в 2016 г. будет самым используемым инструментом, который позволит плавно регулировать баланс в финансовых отношениях арендатора и арендодателя. Кроме этого, собственникам объектов и арендаторам стоит обратить внимание на механизмы оптимизации издержек и увеличения прибыли.

«Самые большие скидки предоставлялись арендаторам ТРЦ в начале 2015 года после первого скачка курса доллара, - отмечает Маргарита Аристархова, Региональный директор PM-Департамента Colliers International, - к концу года скидки, если не сошли на нет, то, по крайней мере, значительно уменьшились, а дальнейшее понижение арендных ставок в торгово-развлекательных центрах возможно не более, чем в пределах 3-5%, в зависимости от изменений курсов. В целом, аренда площадей в качественных ТРЦ, скорее всего, больше дешеветь не будет. Несмотря на общую непростую экономическую ситуацию, рынок коммерческой недвижимости находится в зрелой, стабильной стадии. Арендаторы и арендодатели в течение 2015 года выработали взаимовыгодные условия, адаптировались под ситуацию и работают в ней. Поэтому на первый план выходит не снижение цены, а оперативное управление ею на основании резких изменений курса доллара».

По словам Маргариты Аристарховой, в настоящий момент на рынке имеется достаточно большое количество крупных качественных торговых объектов, где скидки не применялись никогда, а действовали другие инструменты лояльности. В частности, фиксация курса по верхней границе заявленногокоридора. Их не так много, чтобы сформировать долю, но на общем фоне они достаточно заметны.

«Нынешнюю ситуацию нельзя назвать кризисной в обычном понимании – рынок очень серьезно изменился за последний год, и мы вынуждены жить в новых экономических условиях, адаптируясь к ним, - замечает Маргарита Аристархова. – Успешность адаптации и девелоперов, и арендаторов, и УК торговых центров напрямую зависит от степени гибкости на фоне резких изменений курсов валют и умения учесть интересы всех сторон бизнес-процессв. Конечно, сейчас ТРЦ более чем когда-либо заинтересованы в удержании арендаторов и в сохранении их прибыльности. Но и интересы собственников не менее важны. Надо иметь четкое понимание, какие издержки можно сократить, какие найти возможности оптимизации для сохранения прибыли. Но если падение курса рубля в течение года будет продолжаться, то его фиксация путем краткосрочных соглашений неизбежна. Если же падение прекратится или замедлится – то и срок действия соглашений снова может вырасти».



иГРОКИ РЫНКА

Malltech

Аристархова Маргарита

Консалтинг и брокеридж

Nikoliers

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (9-15 декабря)

Первый арендатор в новом проекте Instone Development, ключевые назначения в IPG.Estate и Remain, новый регион для Azimut Hotels, продажа БЦ в «Московском шелке» и Art Plaza, а также ТЦ «Ярославский вернисаж», и новый материал из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю. 
15.12
Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre