Аналитики Colliers International, проанализировав сегмент торговой недвижимости России в 2015 г., выявили основные тенденциии прошлого года. Ими стали: корректировка планов девелоперов относительно ввода новых проектов, изменение концепций торговых центров, в том числе перепрофилирование в дисконты, а также снижение спроса со стороны ритейлеров к региональному рынку.
По итогам 2015 г. в России было открыто 62 торговых центра общей площадью 1,86 млн кв. м. Более трети нового ввода площадей – 620 090 кв. м – пришлось на Московский регион. Также лидерами по приросту торговых площадей стали Нижний Новгород (130 750 кв. м) и Челябинск (90 000 кв. м).
Тройка лидеров по показателю обеспеченности населения торговыми площадями среди всех городов-миллионников России по итогам 2015 г. осталась неизменной – это Самара (567 кв. м на 1 000 человек), Санкт-Петербург (555 кв. м) и Екатеринбург (555 кв. м). Москва, занимавшая в 2014 г. 4-е место с текущей обеспеченностью в 465 кв. м на 1 000 жителей, уступила свою позицию Нижнему Новгороду, который достиг уровня обеспеченности в 540 кв. м. Учитывая планы по вводу новых объектов, к концу 2016 г. Самара сохранит свою лидерство, а Екатеринбург переместится с 3-го на 2-е место, обогнав Санкт-Петербург.
Московский регион, даже в условиях сокращения планов развития со стороны ритейлеров, остается приоритетной локацией для открытия новых торговых точек. В структуре качественного предложения в России Москва по итогам 2015 г. занимает 26%, что равно суммарному предложению торговых площадей во всех региональных городах-миллионниках (без учета Санкт-Петербурга). При этом снижение спроса ритейлеров к региональным городам наблюдается уже в течение 1,5 лет – это связано с уходом ритейлеров от стратегии активной территориальной экспансии и увеличением доли рынка в сторону качественной оптимизации бизнеса.
В 2015 г. на рынок России вышло порядка 45 новых международных брендов, при этом на долю fashion операторов пришлось 56%. Ключевыми городами для открытия первых торговых точек по-прежнему остаются Москва и Санкт-Петербург. Однако в 2015 г. некоторые международные бренды открывали свои первые магазины в крупных региональных городах. Так, в Казани в ТРЦ «МЕГА» открылся первый магазин DeFacto, в Тюмени – первый монобрендовый бутик Saint James, в Ростове-на Дону – первый монобрендовый бутик линейки Polo Ralph Lauren. Однако практика выхода иностранных брендов на новый для себя российский рынок через региональные города остается единичной.
Анна Никандрова, региональный директор департамента торговой недвижимости Colliers International Россия, отмечает: «Пересмотр ритейлерами своих планов по развитию и последовавшее за этим ощутимое сокращение спроса на региональные проекты стало для всех девелоперов и брокеров настоящим вызовом рынка, в том числе и для нас. В 2015 году были открыты региональные проекты ТРК «Мурманск Молл» в Мурманске и ТРЦ «Сильвер Молл» в Иркутске, в которых компания Colliers International выступала эксклюзивным консультантом по сдаче в аренду. Несмотря на возросшую со стороны ритейлеров избирательность при выборе локаций для своих новых магазинов, практика показала, что качественные объекты с продуманной концепцией и профессиональной командой имеют все шансы на то, чтобы стать востребованными и успешными».