Склады – самые крупные сделки 2015-го. Кто определяет спрос?

В 4-м квартале 2015 г. ввод качественных складских площадей в Московском регионе снизился почти в пять раз по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. (663 тыс. кв. м) и составил 129 тыс. кв. м, подсчитали аналитики компании JLL. 
6067

В 4-м квартале 2015 г. ввод качественных складских площадей в Московском регионе снизился почти в пять раз по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. (663 тыс. кв. м) и составил 129 тыс. кв. м, подсчитали аналитики компании JLL. Всего в 2015 г. в Московском регионе было введено около 0,8 млн кв. м, что почти вдвое ниже результата предыдущего года.

Наибольший объем нового предложения пришелся на южное и северное направления Московского региона – 27% и 19% от совокупного годового результата соответственно. Среди крупнейших объектов, введенных в 2015 г., стоит отметить новые здания в «PNK – Чехов 3» (102 тыс. кв. м) и «PNK – Бекасово» (71 тыс. кв. м) на южном направлении, в «Индустриальном парке Холмогоры» (92 тыс. кв. м) и «Логопарке Север – 2» (24,7 тыс. кв. м) на северном направлении, а также в логистическом парке «Киевское-22» (фаза I; 42 тыс. кв. м) на западном направлении. По итогам года совокупный объем рынка качественных складских площадей Московского региона достиг 12 млн кв. м.

В настоящий момент на стадии строительства находятся около 0,7 млн кв. м площадей, которые могут выйти на рынок в нынешнем году. В случае ввода заявленного предложения результат 2016-го станет наименьшим за последние четыре года. Стоит отметить, что половина этого объема была арендована или продана на ранней стадии строительства.

«Девелоперы складских объектов сегодня не готовы начинать новые спекулятивные проекты из-за неуверенности в объеме будущего спроса и высокого показателя свободных площадей на рынке. Текущий низкий уровень ставок по новым договорам – около 50 долл. за кв. м в год в рублевом эквиваленте – также является сдерживающим фактором для спекулятивного девелопмента, - считает Петр Зарицкий, региональный директор и руководитель складских и индустриальных помещений JLL. – Мы с большой вероятностью увидим дальнейшее сокращение ввода качественных складов в 2017-2018 годах, причем основу нового предложения будут составлять проекты built-to-suit, подразумевающие начало строительства только при наличии подтвержденного платежеспособного спроса».

В то же время спрос на складском рынке значительно увеличился в 2015 г.: объем заключенных новых сделок по аренде и покупке площадей превысил результат 2014 г. на 40% и составил 1,3 млн кв. м, оказавшись чуть ниже показателя 2013 г. При этом в 4-м квартале объем сделок составил 295 тыс. кв. м, сократившись на 22% по сравнению с последним кварталом 2014 г. и почти на 60% по сравнению с рекордным результатом 3-го квартала 2015 г. В результате ряда крупных транзакций, прошедших в 3-м квартале, средний размер сделки на складском рынке Московского региона по итогам 2015 г. достиг 16,4 тыс. кв. м, что на 40% превышает показатель 2014 г. - 11,7 тыс. кв. м.

Ритейлеры оказались основным драйвером спроса на складские площади и закрыли около половины всех сделок аренды и купли продажи качественных складских площадей в 2015 г.; с их участием прошли все крупнейшие транзакции, включая покупку 120 тыс. кв. м adidas Group в «PNK-Чехов 2» под собственные нужды, аренду 66 тыс. кв. м X5 RetailGroupв логопарке «Софьино», аренду 55 тыс. кв. м «Дикси» в складском комплексе «А-Терминал» и аренде 40 тыс. кв. м Globus в «Индустриальном парке Холмогоры». На долю дистрибьюторов пришлось около 19% всех сделок, на логистические компании – около 13%.

Доля вакантных площадей на складском рынке Московского региона незначительно увеличилась – с 10% в 3-м квартале 2015 г. до 10,5% по итогам года. В то же время по сравнению с предыдущим годом зафиксирована более значительная динамика: увеличение на 2,6 п.п. с 7,9% в конце 2014 г.

«Пик вакантности в прошлом году пришелся на 2-ой квартал, когда показатель оказался близок к 11,2%, - продолжает Петр Зарицкий. – При прогнозируемом объеме спроса на складские помещения на уровне 850-900 тыс. кв. м в 2016 году доля свободных площадей в целом по рынку может снизиться до 8%, при этом темп уменьшения показателя будет достаточно низким. В долгосрочной перспективе ожидается дальнейшее снижение вакантности в результате сокращения объемов ввода».

Уровень средних запрашиваемых ставок аренды по новым сделкам в классе А в 4-м квартале остался неизменным по сравнению с предыдущим кварталом, однако они упали почти на 11% в годовом выражении, составив 4 тыс. руб. за кв. м в год (без учета НДС и операционных расходов). Максимальные ставки снизились до 4,2 тыс. руб. за кв. м в год в сравнении с 4,5 тыс. руб. по итогам прошлого квартала (без учета НДС и операционных расходов) и 5 тыс. руб. по итогам прошлого года (без учета НДС и операционных расходов). Фактические ставки аренды значительно различаются в зависимости от конкретного объекта и его местоположения: относительно дорогое предложение располагается на наиболее востребованных направлениях, например, в непосредственной близости от Московского малого кольца.

 

 

 

 



журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04
Источник: SLAVA Concept
Экспертный анализ

Оформят возврат: почему качество клиентского опыта станет основным конкурентным преимуществом российских брендов

Качество клиентского опыта и локальная экспертиза станут самой важной компетенцией и основным конкурентным преимуществом российских игроков в случае возвращения в страну иностранных бизнесов. Однако с вызовом справятся далеко не все: сервис по-прежнему – слабое звено отечественных компаний, а изучать своего покупателя интересно единицам из них. С такими вводными мало кому помогут даже искусственные ограничения для «возвращенцев» и государственные программы поддержки, уверены собеседники CRE.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
18.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre