Как развлекательные форматы «вызволяют» из виртуальной реальности?

Анна Никандрова, региональный директор департамента торговой недвижимости Colliers International Россия 

Анна Никандрова, региональный директор департамента торговой недвижимости Colliers International Россия 

Прототипом современных классических развлекательных центров можно назвать боулинги, заимствованные из американской культуры и получившее широкое распространение в США с 50-х годов XX века. Формат боулинг-центров (Bowling centre) на Западе постепенно трансформировался, сначала за счет включения развлекательной составляющей в виде игровых и вендинговых автоматов (Bowling entertainment centre), а позже перешел в полноценный family entertainment centre с различными игровыми зонами и точками общепита. Зарождение сегмента развлечений в России произошло в начале XX века и связано с пропагандой советской властью культурного отдыха для рабочего класса и открытием первых парков культуры и отдыха с аттракционами и танцевальными площадками.

Первая волна торговых центров в 90-х гг. активизировала развитие крытых парков развлечений, а первопроходцами стали «Космик», Game Zona и Crazy Park. Данный формат развлечений является игровым и основан на «призотеке», когда целью игры становится вознаграждение. Однако при таком виде досуга у ребенка задействуются чистые эмоции, без вовлечения созидательной деятельности. С начала 2010-х годов развлекательные центры с игровыми автоматами стали терять свою популярность в мегаполисах, поскольку родители все больше предпочитали переориентировать своих детей с досуга, затрагивающего только эмоциональную сферу, на развлечения, подразумевающие разностороннее развитие ребенка. В результате потребительские предпочтения родителей сместились в сторону одновременно познавательного и созидательного отдыха детей, когда развлечение дополнительно несет в себе, например, спортивную активность или обучение. Так начали набирать популярность новые нестандартные концепции развлечений, такие как города профессий, батутные и веревочные парки, скалодромы и другие.

Рост объема предложения вакантных площадей в качественных торговых центрах в 2014-2015 годах способствовал активному развитию развлекательных концепций в Москве и Санкт-Петербурге, поскольку эти операторы наконец-то смогли входить в лучшие торговые проекты на приемлемых коммерческих условиях, ведь ранее при дефиците площадок они не могли конкурировать с операторами других сегментов, готовыми платить высокую арендную ставку. Кроме того, некоторые собственники торговых центров, осознавая необходимость заполнения вакантных площадей и создания конкурентного преимущества в своих торговых центрах при сохраняющемся спросе населения на развлечения, были готовы инвестировать в развлекательную составляющую, а во многих случаях и самостоятельно управлять этой функцией.

Среди новых форматов большую популярность получили батутные центры, которые при сравнительно невысоких инвестициях имеют быстрый срок окупаемости. Одновременно активно открываются и форматы развлечений, требующие крупных инвестиций, например, города профессий, которые объединяют в себе развлечение и обучение (edutainment). Первые города профессий появились в России в 2011 г. с открытием «Кидбурга» в ТРК «Гранд Каньон» в Санкт-Петербурге, а первым edutainment проектом в Москве стал «Мастерславль», открывшийся в 2014 г. В 2012 г. на российский рынок пришел первый международный игрок в сегменте edutainment, открывшийся по франшизе – Minopolis, а в 2015 г. в столице открылся самый большой город профессий мексиканского оператора Kidzania. Сейчас российский рынок городов профессий находится в активной фазе своего развития, и как показывает статистика, российские семьи со средним уровнем достатка голосуют за данные концепции рублем, поскольку они позволяют вызволить их детей из компьютерной реальности. Однако пока данная статистика в большей степени характерна для Москвы, Санкт-Петербурга и ключевых городов-миллионников, поскольку большое предложение разнообразных форматов и концепций развивает культуру потребления. В небольших же российских городах остаются востребованными классические развлекательные форматы.

Для коммерческого успеха городов профессий важными являются зона охвата и уровень конкуренции. Например, для города профессий площадью от 3 000 кв. м оптимальная численность населения составляет не менее 1 млн человек. Однако под данный критерий подходят и некоторые города-полумиллионники, которые с прилегающими городами-спутниками образуют крупные агломерации, способные сформировать необходимую проекту аудиторию.

Текущее интенсивное развитие нестандартных концепций развлечений в России приходится на кризисный период в экономике, когда более привычные для торговых центров арендаторы приостановили активную экспансию. Учитывая развитие развлекательных центров как профессиональными операторами, так и самими девелоперами торговых центров, мы прогнозируем, что рынок развлечений в ключевых российских миллионниках достигнет насыщения в ближайшие 2 года. В дальнейшем по мере восстановления экономики, активизации рынка ритейла и как следствие – возвращения конкуренции за качественные локации - развитие сегмента развлечений перейдет в более плавную фазу. Последующее появление новых развлекательных форматов будет определяться меняющимися реалиями общества и теми концепциями, которые смогут «переманивать» молодую аудиторию из виртуального мира в реальный.



иГРОКИ РЫНКА

Colliers International

Никандрова Анна

Консалтинг и брокеридж

Colliers International

журнал CRE 21 (357)

1-15.12.2019
Логистические цепочки «Почта России» в течение двух лет построит около сорока логохабов для сокращения сроков доставки общим объемом инвестиций, превышающим 30 млрд рублей. О создании собственной логистической платформы заявили также «Сбербанк» и ряд других игроков.  MAPIC-2019: Ривьера без русских С 13 по 15 ноября в Каннах проходила международная выставка в сфере коммерческой недвижимости MAPIC 2019. В 2019 году в выставке приняли участие более 8500 делега...

Популярное

Сделка

Huawei снял коворкинг от Capital Group

Компания стала моноарендатором площадки Business Club в башне «Федерация», открытой в июле 2019 года. Консультантом сделки выступила компания Cushman & Wakefield. Площадка в башне «Федерация» стала вторым на 100% заполненным коворкингом Business Club: первый проект в МФК «Город Столиц» был полностью реализован в июле 2019 года.
04.12
Управление недвижимостью

O1 Standard расширила портфель до 14 объектов

В портфель активов под управлением O1 Standard вошли еще три объекта в Москве.
02.12
Переговоры

«Ключ» откроет крупнейший коворкинг в центре Москвы

Сеть «Ключ» может открыть один из крупнейших коворкингов в России. Компания ведет переговоры об аренде площадей в бизнес-центре «Капитал» в Гостином дворе в Москве.
02.12
Переговоры

Morgan Stanley может продать ТЦ «Галерея» в декабре

Mubadala и РФПИ могут купить долю в петербургском ТЦ «Галерея» у Morgan Stanley уже в декабре этого года.
04.12
Управление недвижимостью

CBRE займется МФК AQUATORIA

CBRE выбрана эксклюзивным консультантом по сдаче в аренду и продаже офисных площадей в составе МФК AQUATORIA.
04.12
Проект

В «Есипово» построят Industrial City

«Строительный Альянс» планирует строительство производственно-складского комплекса.
02.12
Сделка

Louis Vuitton купил особняк в центре Москвы

Moet Hennessy—Louis Vuitton приобрела особняк в Столешниковом переулке, в котором располагается бутик бренда.
 
03.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre