Как развлекательные форматы «вызволяют» из виртуальной реальности?

Анна Никандрова, региональный директор департамента торговой недвижимости Colliers International Россия 

7524

Анна Никандрова, региональный директор департамента торговой недвижимости Colliers International Россия 

Прототипом современных классических развлекательных центров можно назвать боулинги, заимствованные из американской культуры и получившее широкое распространение в США с 50-х годов XX века. Формат боулинг-центров (Bowling centre) на Западе постепенно трансформировался, сначала за счет включения развлекательной составляющей в виде игровых и вендинговых автоматов (Bowling entertainment centre), а позже перешел в полноценный family entertainment centre с различными игровыми зонами и точками общепита. Зарождение сегмента развлечений в России произошло в начале XX века и связано с пропагандой советской властью культурного отдыха для рабочего класса и открытием первых парков культуры и отдыха с аттракционами и танцевальными площадками.

Первая волна торговых центров в 90-х гг. активизировала развитие крытых парков развлечений, а первопроходцами стали «Космик», Game Zona и Crazy Park. Данный формат развлечений является игровым и основан на «призотеке», когда целью игры становится вознаграждение. Однако при таком виде досуга у ребенка задействуются чистые эмоции, без вовлечения созидательной деятельности. С начала 2010-х годов развлекательные центры с игровыми автоматами стали терять свою популярность в мегаполисах, поскольку родители все больше предпочитали переориентировать своих детей с досуга, затрагивающего только эмоциональную сферу, на развлечения, подразумевающие разностороннее развитие ребенка. В результате потребительские предпочтения родителей сместились в сторону одновременно познавательного и созидательного отдыха детей, когда развлечение дополнительно несет в себе, например, спортивную активность или обучение. Так начали набирать популярность новые нестандартные концепции развлечений, такие как города профессий, батутные и веревочные парки, скалодромы и другие.

Рост объема предложения вакантных площадей в качественных торговых центрах в 2014-2015 годах способствовал активному развитию развлекательных концепций в Москве и Санкт-Петербурге, поскольку эти операторы наконец-то смогли входить в лучшие торговые проекты на приемлемых коммерческих условиях, ведь ранее при дефиците площадок они не могли конкурировать с операторами других сегментов, готовыми платить высокую арендную ставку. Кроме того, некоторые собственники торговых центров, осознавая необходимость заполнения вакантных площадей и создания конкурентного преимущества в своих торговых центрах при сохраняющемся спросе населения на развлечения, были готовы инвестировать в развлекательную составляющую, а во многих случаях и самостоятельно управлять этой функцией.

Среди новых форматов большую популярность получили батутные центры, которые при сравнительно невысоких инвестициях имеют быстрый срок окупаемости. Одновременно активно открываются и форматы развлечений, требующие крупных инвестиций, например, города профессий, которые объединяют в себе развлечение и обучение (edutainment). Первые города профессий появились в России в 2011 г. с открытием «Кидбурга» в ТРК «Гранд Каньон» в Санкт-Петербурге, а первым edutainment проектом в Москве стал «Мастерславль», открывшийся в 2014 г. В 2012 г. на российский рынок пришел первый международный игрок в сегменте edutainment, открывшийся по франшизе – Minopolis, а в 2015 г. в столице открылся самый большой город профессий мексиканского оператора Kidzania. Сейчас российский рынок городов профессий находится в активной фазе своего развития, и как показывает статистика, российские семьи со средним уровнем достатка голосуют за данные концепции рублем, поскольку они позволяют вызволить их детей из компьютерной реальности. Однако пока данная статистика в большей степени характерна для Москвы, Санкт-Петербурга и ключевых городов-миллионников, поскольку большое предложение разнообразных форматов и концепций развивает культуру потребления. В небольших же российских городах остаются востребованными классические развлекательные форматы.

Для коммерческого успеха городов профессий важными являются зона охвата и уровень конкуренции. Например, для города профессий площадью от 3 000 кв. м оптимальная численность населения составляет не менее 1 млн человек. Однако под данный критерий подходят и некоторые города-полумиллионники, которые с прилегающими городами-спутниками образуют крупные агломерации, способные сформировать необходимую проекту аудиторию.

Текущее интенсивное развитие нестандартных концепций развлечений в России приходится на кризисный период в экономике, когда более привычные для торговых центров арендаторы приостановили активную экспансию. Учитывая развитие развлекательных центров как профессиональными операторами, так и самими девелоперами торговых центров, мы прогнозируем, что рынок развлечений в ключевых российских миллионниках достигнет насыщения в ближайшие 2 года. В дальнейшем по мере восстановления экономики, активизации рынка ритейла и как следствие – возвращения конкуренции за качественные локации - развитие сегмента развлечений перейдет в более плавную фазу. Последующее появление новых развлекательных форматов будет определяться меняющимися реалиями общества и теми концепциями, которые смогут «переманивать» молодую аудиторию из виртуального мира в реальный.



иГРОКИ РЫНКА

Nikoliers

Никандрова Анна

Консалтинг и брокеридж

Nikoliers

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: CMWP
Управление недвижимостью

CMWP возьмется за «Евгеньевский»

Компания выступит консультантом по предэксплуатации нового жилого квартала в Санкт-Петербурге.
06.05
Источник: Space 1
Игроки рынка

В Space 1 JET не осталось мест

Вакантность по сети достигла нулевого уровня со сделкой по аренде 36 рабочих мест поставщиком продовольственных и непродовольственных товаров в пространстве на Белой Площади.
07.05
Источник: October Group
Проект

K-City получил РНС

Девелопер October Group планирует завершить строительство первой очереди проекта - офисной башни площадью 22,5 тыс. кв. м - в 2028 году.
07.05
Источник: CRE
Сделка

Владельцы «Мария-Ра» приобрели Дом Третьяковых

Особняк площадью 6 500 кв. м на Кузнецком Мосту могут переделать в офисный центр.
12.05
Источник: CRE
Сделка

Sminex арендовал 7 100 кв. м в Space 1 Balchug

Аренда 944 рабочих мест в гибком пространстве на Садовнической улице может стоить от 60 до 70 млн рублей в месяц.
12.05
Источник: ГК "Риотэкс"
Проект

ГК "Риотэкс" рассказала о строительстве «Технопарка Раменское»

В рамках первой очереди проекта завершены монолитные работы складского и офисного центров. Завершение строительства первой очереди запланировано на октябрь 2025 года. 
12.05
Источник: Capital Alliance
Проект

Capital Alliance выводит на рынок БЦ Avium

В первой очереди запланировано 77 000 кв. м офисов (от 95 до 1 300 кв. м). Ввод запланирован на 2028 год.
12.05

подпишись НА эксклюзивные новости cre