Где разместиться рестораторам?

Не все помещения, даже в хороших локациях, одинаково хорошо подходят разным видам рестораторов. Одним лучше в торговых центрах, другим - в БЦ, некоторым — даже на второй линии стрит-ритейла. 

В успехе торгового центра одну из самых главных ролей играет его удобство для посетителей, что предполагает и транспортную доступность, и внутреннюю навигацию, и дополнительные сервисы, в том числе развлекательные заведения и предприятия общественного питания. Важно также разнообразие выбора операторов – как для посетителей, так и для продавцов и других сотрудников центра. Сегодня самым популярным видом общепита остается фаст-фуд. Несмотря на то что ТЦ стремятся к индивидуальности, частным рестораторам в торговых объектах довольно сложно конкурировать с «акулами» рынка.

Традиционно заведения общепита располагаются на фудкорте. Стандартный набор арендаторов в таких зонах включает фастфуд, кафе с кухнями разных стран и десертные кафе. Одна из последних тенденций, связанная с модой на здоровый образ жизни, – на фудкортах появляются фреш-бары (стойки со свежевыжатыми соками и смузи). Иногда также в зоне фудкортов размещаются сетевые рестораны, такие как Il Patio, T.G.I Fridays. Но здесь у них свои обособленные помещения. На фудкортах таким ресторанам удобно, кроме того, арендные ставки в ТЦ на верхних этажах, где обычно и размещаются фудкорты, ниже.

Практически на каждом этаже в ТЦ с грамотно продуманной концепцией стараются поместить кофейни. Они размещаются в общих зонах, часто ближе ко входу. В крупных ТЦ их размещают сразу на нескольких этажах. Рестораны более высокого класса размещаются, как правило, либо в отдельном крыле на первых этажах, либо на последних этажах с хорошими видовыми характеристиками.

В целом в ТЦ в приоритете семейные рестораны смешанной кухни, рассчитанные на максимально широкий круг гостей, и, конечно, фаст-фуд. Так что операторы более массового спроса сейчас находятся в довольно неплохом положении. Многие из них, такие как McDonalds, Burger King, KFC, даже продолжают развиваться – у них есть планы по открытию новых точек в 2016 г. «Спрос со стороны потребителей на демократичный общепит и, в частности, фаст-фуд только вырос, - отмечает директор департамента консалтинга NAI Becar Анна Данченок. - Якоря на фудкорте часто привязываются к проценту от товарооборота (15-20%), средний фиксированный размер платежа варьируется в диапазоне от 85 000 до 150 000 руб. за кв. м в год (за помещение площадью 50-60 кв. м)».

В отличие от торговых центров, в бизнес-центрах могут размещаться  рестораны частных владельцев, а фаст-фуд, наоборот, практически не представлен.Единственные типичные представители торговых объектов, которые весьма уместны в БЦ, – это кофе-пойнты. Однако здесь их увидеть можно в ограниченном количестве. Вообще же предприятия общепита в бизнес-центрах - опция обязательная. Обычно девелоперы изначально рассчитывают, где именно они будут размещаться. Кафе и рестораны в бизнес-центрах решают, прежде всего, задачу организации мест отдыха для сотрудников. Тем не менее довольно часто они используются и для встреч с клиентами. При этом в бизнес-центрах на оживленных улицах города на первых этажах с отдельным входом могут размещаться самые разные рестораны, ориентированные, скорее, не на сотрудников арендаторов, а на проходной трафик. В таком случае помещения в БЦ становятся альтернативой стрит-ритейлу.

Ситуация со ставками в БЦ зависит от состояния самого объекта и его характеристик. «Если речь идет о высококлассном БЦ большой площади с высоким потенциальным трафиком, то льготы для арендаторов выражаются максимум в виде дополнительных мощностей по электричеству, помощи в устройстве вентиляции и т.д., - отмечает директор департамента брокериджа NAI Becar Илья Фокин. - Если же это небольшой БЦ в спальном районе с низкой деловой активностью, арендодатель может пригласить подобного оператора и на ставку существенно ниже рыночной».

Стрит-ритейл можно назвать довольно универсальным местом для любых операторов. Уличные площади могут занимать рестораны любого формата – от фаст-фуда до фешенебельных ресторанов высокой кухни. Все зависит от характеристик помещения и целей арендатора. При открытии таких заведений очень важную роль играет как раз стратегия: даже в очень удачных локациях неправильно выбранная концепция может испортить все дело. Так и на второй выгодной в смысле арендных ставок линии решающую роль играет продуманная стратегия и концепция. Такие помещения занимают такие заведения, как антикафе, в которые клиенты приходят специально, различные сикрет-бары для своих, пабы крафтового пива.

Свои приоритетные места существуют для любого формата. За последние годы в сфере общественного питания заметно улучшилось как само его качество, так и качество обслуживания. 



иГРОКИ РЫНКА

Управление и эксплуатация недвижимости

NAI Becar

журнал CRE 22-1 (358)

16.12.2019-15.01.2020
Девелопмент: Строительный обряд Несмотря на восстановление девелоперской активности и завершение острой фазы пятилетнего кризисного цикла, на рынок по-прежнему влияют дорогое финансирование, спад покупательской способности, изменение потребительского поведения и трансформация кадровых и логистических сегментов.  Консалтинг: Запишитесь на консультацию Увеличение спроса на консультационные услуги во всех сегментах, рост интереса к запросам для новых и нетрадиционных формато...

Популярное

Конфликт

В Москве снесут элитный апарт-комплекс

Апарт-комплекс Loft River на северо-западе Москвы будет снесен, поскольку его признали самовольной постройкой. Комплекс возвели без разрешения на строительство и заключения государственной экологической экспертизы.
16.01
Инвестиции

Датский конкурент IKEA вновь берет курс на Москву

В апреле 2020 г. свои двери откроет первый магазин JYSK в Москве.
 
15.01
Открытие

«Детский мир» открыл два магазина

Новые магазины сети «Детский мир» открылись в Сергиевом Посаде и Нальчике, один из них – в малом формате.
15.01
Назначения

Новое назначение в JLL

Алексей Кучвальский вновь возглавит отдел по работе с владельцами офисных помещений компании JLL.
16.01
Проект

Основатели JLL, MLP и Orco будут развивать в Москве склады для e-commerce

Майкл Ланге, Жан Франсуа Отт и Мишель Паскалис создали инвестиционный фонд для развития в Москве складов последней мили для сектора e-commerce.
15.01
Назначения

Metrika Investments – новое назначение

Елизавета Голышева возглавила департамент по управлению активами и аренде в компании Metrika Investments, входящей в структуру концерна «Россиум».
16.01
Сделка

Morgan Stanley можно поздравить!

Часть «Галереи» в Петербурге наконец-то продана. Morgan Stanley удалось закрыть сделку в конце декабря. Арабский фонд Mubadala приобрел 49%. 
17.01

подпишись НА эксклюзивные новости cre