Что заставляет арендаторов переезжать в другие офисы?

Несмотря на существенное падение спроса на офисную недвижимость с начала кризиса, новые договоры на аренду площадей в бизнес-центрах столицы заключались регулярно. При этом большинство из проходящих сделок были ротационными. 
6038

Несмотря на существенное падение спроса на офисную недвижимость с начала кризиса, новые договоры на аренду площадей в бизнес-центрах столицы заключались регулярно. При этом большинство из проходящих сделок были ротационными. Эксперты ГК «ЭКООФИС» изучили структуру спроса на офисы среднего ценового сегмента за последние полтора года и выяснили причины массового переезда компаний из одних БЦ в другие в разные периоды кризиса.

Первая половина 2015 г.: снижение расходов

Наступивший в стране кризис стал серьезным испытанием для бизнеса, поэтому многим компаниям пришлось существенно оптимизировать свои расходы. После резкого скачка доллара в конце 2014 г. для большинства компаний расходы на аренду помещений в бизнес-центрах класса А и В+, где ставки были традиционно номинированы в валюте, выросли почти на 30%. Для того чтобы оптимизировать свои расходы, арендаторы договаривались с собственниками офисных центров о переходе на рублевые ставки либо долларовые, но по фиксированному курсу. Или, в крайнем случае, пытались получить хорошие скидки. Если же этого не получалось, арендаторы переезжали в БЦ более низкого класса.

«По нашим данным, около 20-25% компаний за первую половину 2015 г. сменили свои офисы класса В+ и В на качественный С-класс, - рассказывает Андрей Ковалев, собственник ГК «ЭКООФИС». – В премиальном сегменте ситуация была похожая». В итоге с начала года заполняемость объектов класса А и В+ упала на 25-35%, в то время, как в офисных центрах класса В- и С, где ставки были изначально в рублях, вакансия выросла всего на 5-15%. Также наступивший в стране кризис вынудил многие компании оптимизировать свой штат, что в дальнейшем стало причиной для переезда в более компактные по площади офисы. Таким образом, основным лейтмотивом сделок в первой половине 2015 г. стала экономия бюджетов.

Вторая половина 2015 г.: «погоня за услугами и акциями»

Во второй половине прошлого года ситуация начала меняться. «Падение» рынка офисной недвижимости замедлилось. Несмотря на то что сделки проходили регулярно, общий объем вакантных площадей практически не менялся. «Все дело в том, что в связи с кризисом новые компании на рынке практически не появлялись, а существующие – заморозили свое развитие, - поясняет Андрей Ковалев. – В результате общее количество арендаторов в офисном сегменте не увеличивалось. Так что все абсолютное большинство сделок на этом рынке происходило за счет «переманивания» клиентов у конкурентов». Поэтому «заполнение» одного офисного центра означало увеличение вакантных площадей в другом.

Вторая половина 2015 г. прошла под знаком бонусов и разнообразных дополнительных услуг, с помощью которых арендодатели стремились привлечь арендаторов в свои проекты. «Поняв, что дисконт – это не самая эффективная мера, многие решили перейти в борьбе за клиента из ценовой плоскости в сервисную, – объясняет Андрей Ковалев. – Собственники БЦ начали активно развивать свои управляющие компании, совершенствуя качество и увеличивая количество предлагаемых услуг. Например, в этот период мы запустили акции «Приведи друга - получи 2 месяца аренды в подарок», «Первый месяц аренды в подарок», «Бесплатный переезд» и другие. Также стали предоставлять дополнительные услуги для арендаторов: запустили бесплатный автобусный маршрут от метро, распространяли информацию о деятельности компаний среди других арендаторов, и проч.».

По словам эксперта, во второй половине прошлого года уже не наблюдалось столь массовых переездов. Компании не проявляли особой активности в поисках новых офисов, но постоянно «сканировали» рынок на предмет более привлекательных условий.

Первая половина 2016 г.: «осторожное расширение»

В начале 2016 г. на рынке офисной недвижимости среднего ценового сегмента наметился положительный тренд. «В январе впервые с начала кризиса площадь сдаваемых в аренду площадей на 30% превысила объем освободившихся помещений. В феврале положительная динамика повторилась, и данный показатель увеличился до 40%. Продолжился рост также и в последующие месяцы. «В итоге по результатам первого квартала 2016 г. мы сдали на 12% площадей больше, чем за аналогичный период в прошлом году, – рассказывает Андрей Ковалев. – В большей степени это произошло за счет наших постоянных арендаторов, которые приняли решение о расширении собственного бизнеса и переехали в более просторные помещения, но в рамках одного и того же объекта».

Сегодня многие компании уже успели подстроиться под текущие экономические реалии и низкий спрос, переформатировать свой бизнес и найти более востребованные направления. В итоге у них появились реальные перспективы для дальнейшего развития и уверенность, которая позволила им выделять более солидные бюджеты на аренду площадей. Дополнительным стимулирующим арендатора фактором стала и фиксация цен на достаточно низком уровне с конца 2015 г. При этом несмотря на расширение некоторых компаний основной спрос на офисы в БЦ класса В и В-, по данным ГК «ЭКООФИС», сегодня по-прежнему приходится на помещения метражом до 150 кв. м. Данными площадями интересуются более 95% потенциальных клиентов.



иГРОКИ РЫНКА

ЭКООФИС

Ковалев Андрей

Управление и эксплуатация недвижимости

ЭКООФИС

Материалы по теме

Экспертный анализ

Арендаторы предпочитают просторные офисы

Ротация арендаторов в более маленькие по площади офисы, которая была характерна практически для всей первой половины 2015 г., сегодня начинает повторяться с «точностью до наоборот», считают эксперты ГК «ЭКООФИС». 
19.05
Экспертный анализ

Коворкинги - офисы будущего?

Сегмент коворкингов постепенно становится полноправным игроком рынка недвижимости. Если еще недавно о нем говорили как о каком-то экзотическом, забавном, креативном, но несерьезном для крупного бизнеса формате, то уже сегодня такое снисходительное отношение представляется неуместным. 

12.05
Интервью

Николай Казанский: «Инвестируя в офисы сегодня, можно убить двух зайцев одним выстрелом»

Николай Казанский, управляющий партнер Colliers International, о нюансах современных инвестиций в офисы и портрете современного покупателя.

11.03

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (16-22 декабря)

«Риотэкс» досдал очередной БЦ и приобрел новый - уже 16-й, в Москве подвели итоги года для разных сегментов коммерческой недвижимости, Accent Capital завершила инвестиционный цикл СК «А-Терминал», MR Group достраивает штаб-квартиру Яндекса, новый «Термолэнд» открылся в Москве, розничной торговле подвели итоги в материале CRE Retail, Pridex Spaces усилила команду, X5 Group может заключить крупнейшую сделку по аренде офисов, а Дом.РФ выставил на продажу землю под склады.
22.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Жизнь замечательных сетей: темпы роста онлайна замедляются, а покупатели начали возвращаться в оффлайн

По итогам 2024 года, объём продаж на рынке e-commerce в России вырастет на 36%, достигнув 10,7 трлн рублей. Впервые в истории российского ритейла покупки одежды и обуви онлайн догнали оффлайн. Доля e-commerce в стране продолжает увеличиваться по всем сегментам, и по отдельным уже к 2028-му превысит 80 %, прогнозируют в INFOLine. На стороне онлайна весь 2024-й по-прежнему играли удобство «магазина на диване», «бесконечная полка» и более привлекательные, по сравнению с «каменной розницей», схемы налогообложения. Однако уже к концу 2024-го сразу несколько категорий покупателей начали разворачиваться в сторону «каменной розницы» с её более высоким качеством клиентского опыта, возможностями социализации и «атмосферностью». И хотя пока количество «возвращенцев» для игроков онлайна – как слону дробина, ценовая и кадровая гонка на фоне растущих претензий к сервису и товарам, инфляции, удорожания и усложнения логистики, транзакций, дефицита складских площадей, ужесточения условий работы и усиления внимания к отрасли государства, а также фундаментальных проблем самих бизнес-моделей электронных площадок, уже в 2025-м могут запустить в e-commerce кардинальные изменения.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail

Продолжение. Начало см. здесь и здесь
20.12
Источник: CRE
Переговоры

«Сберлогистика» может отказаться от части складов

На рынок может выйти более 1,5 млн кв. м площадей в складских комплексах, построенных и строящихся для компании.
23.12
Источник: Галс-Девелопмент
Переговоры

X5 Group заедет в БЦ Dubinin’Sky

Ритейлер договаривается с «Галс-девелопмент» об аренде 35 000 кв. м офисов в строящемся БЦ. Консультант сделки - NF Group.
20.12
Источник: Agalarov Development
Проект

Agalarov Development построит курортный комплекс в Узбекистане

Sea Breeze Uzbekistan расположится на 570 га на берегу озера Чарвак. Проектом предусмотрены жилье, гостиницы, рестораны, развлекательная и оздоровительная инфраструктура. 
20.12
Источник: NF Group
Игроки рынка

В ТЦ «Мой Молл» новые арендаторы заняли более 2 500 кв. м

С июля 2024 года здесь открылись Kuchenland, Familia, Kari и детский развлекательный центр «Мир детства». Ожидается открытие клуба виртуальной реальности VR Illusion и зоомагазина «Зоозавр». Коммерческим управлением объекта занимается компания NF Property Management (входит в состав NF Group).
23.12
Источник: Pergaev Bureau
Проект

Апарт-отель откроют в Белокурихе

Комплекс Rizalta отличают обширное озеленение, infiniti-бассейн с видами на горный пейзаж, конференц-центр, озеро и водопады, мультиформатные зоны для прогулок, спорта, игр, площадки для аэротакси и арт-объекты, олицетворяющие историю Алтайского края. Архитектурную концепцию, дизайн среды, интерьеры лобби и ресторана комплекса разработало архитектурное бюро Pergaev Bureau. 
20.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre