Ротация арендаторов в более маленькие по площади офисы, которая была характерна практически для всей первой половины 2015 г., сегодня начинает повторяться с «точностью до наоборот», считают эксперты ГК «ЭКООФИС». В первые месяцы 2016 г. спрос в сегменте офисов класса В и В-, расположенных в пределах МКАД, стал смещаться в сторону более просторных офисов. Неизменной остается лишь ситуация с самыми компактными комнатами от 10 до 20 кв. м, которые до сих пор остаются наиболее востребованными, а также офисами от 600 кв. м, интерес к которым сегодня минимальный.
По итогам первого квартала 2016 г. количество обращений от потенциальных арендаторов, интересующихся офисами класса B и B-, снизилось на 15,1% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году. При этом количество сданных площадей, наоборот, выросло на 12%. «Большинство звонков от потенциальных клиентов сегодня «целевые», – объясняет Андрей Ковалев, собственник ГК «ЭКООФИС». – Арендаторы звонят для того, чтобы снять конкретную, наиболее подходящую себе площадь. В то же время год назад на офисном рынке была массовая ротация, и поэтому многие просто регулярно мониторили рынок, обзванивая десятки объектов, в поисках выгодных или «акционных» предложений».
Из общего числа обращений в 1 кв. 2016 г. 95% запросов пришлось на помещения площадью до 150 кв. м. Самыми востребованными лотами по-прежнему остаются комнаты небольшого метража от 10 до 20 кв. м, на них приходится 30,5% спроса. По сравнению с 1 кв. 2015 г. данный показатель вырос на 1,3%. Прежним осталось количество запросов и на помещения площадью от 20 до 30 кв. м, ими сегодня интересуются около 15,1% арендаторов, что всего на 1,1% меньше, чем годом ранее.
Существенные изменения в структуре спроса наблюдаются на офисы средних площадей. Востребованность помещений площадью от 30 до 50 кв. м по итогам 1 кв. 2016 г. снизилась на 7,3% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году. А спрос на офисы площадью от 50 до 80 кв.м, наоборот, вырос на 9%. «Данная статистика является еще одним подтверждением тенденции, о которой мы говорили в начале весны, – отмечает Андрей Ковалев. – С начала кризиса многие компании уже успели адаптироваться к текущим реалиям рынка, перестроить работу своего бизнеса с учетом низкого спроса и найти более востребованные направления для деятельности. Таким образом, те, у кого сегодня появились реальные перспективы для дальнейшего развития и расширения, готовы стабильно выделять более солидные бюджеты на аренду офиса».