Андрей Кротков, Генеральный директор и партнер Zeppelin FM
Не секрет, что CRE Awards делает основной акцент на анализе объектов коммерческой недвижимости, аккумуляции профессиональных мнений и приоритетов рынка. Тем не менее для профессионалов очевидно, что функционирование этого рынка невозможно без повышенного внимания и оценки тенденций развития сферы facilitymanagement.
Что происходит сейчас в отрасли? Владельцы коммерческих объектов повсеместно оптимизируют расходы на обслуживание строений, что приводит к росту спроса на качественные услуги FM-компаний. Но при этом изменяется и специфика запросов. Так, в 2015 г. заметно возросла потребность в технических аудитах и FM-консалтинге. А капитальные ремонты и модернизации, требующие значительных инвестиционных вложений, существенно сократились. Увеличилось число проектов с периодическим (по графику) выездным сервисным обслуживанием и аварийным реагированием силами мобильных бригад. Сохраняется тенденция перехода на удаленный мониторинг параметров работы оборудования средствами диспетчеризации. Таким образом, наметился тренд на отказ от постоянного присутствия технического персонала на объектах.
Заказчики ужесточают требования KPI, применяемые для контроля и оценки качества услуг управляющих компаний, расширяют область применения системы штрафов. Тендерные процедуры становятся более тщательными, запросы и технические задания прописываются детальнее, оценивают не только стоимостные показатели коммерческих предложений УК, но и их опыт на рынке: объекты, находящиеся в управлении, отлаженность бизнес-процессов, наличие внутренних регламентов и стандарты, стабильность развития и репутацию.
Конкуренция в FM становится более напряженной, в том числе со стороны строительных компаний в тендерах по бюджетным (224 ФЗ) объектам. В связи с сокращением спроса на свои услуги они все чаще пытаются остаться в проектах в качестве эксплуатирующих организаций.
На этом фоне сложно ожидать новых игроков. Сегодня новичку без хорошего портфолио практически невозможно получить серьезный контракт. И скорее можно говорить о перераспределении портфелей контрактов между лидерами отрасли. Все они так или иначе участвовали в премии CRE Awards: или в роли номинантов, как Sawatzky, JLL, MD, NAI Becar, или в составе жюри, как Zeppelin, который традиционно оценивает лучшие объекты Москвы и Московской области в качестве эксперта комитета многофункциональной недвижимости.
Тем не менее ряд игроков рынка facilityстановятся все более успешными, даже без контрактов на коммерческое управление объектами. Так, Zeppelin третий год подряд продолжает активный рост: в 2014 г. операционные показатели компании выросли вдвое, а за 2015 г – еще на 80%.
То, что в федеральной части конкурса CRE Awards нет номинации по управлению, – факт, отражающий реальное положение дел в России в целом. Если в столице на профессиональное управление отдано порядка 60% объектов коммерческой недвижимости и за услугами FM-операторов все чаще обращаются даже бюджетные организации, то в регионах подобный аутсорсинг развит слабо и в общении с ними в настоящее время есть проблема дискоммуникации (если только это не федеральная торговая сеть или девелоперская структура). Это связано, например, с тем, что профессионалы вынуждены вести переговоры чаще всего не с непосредственным владельцем актива, а с его представителями и менеджментом, не особенно заинтересованными в переменах, оптимизации и улучшении услуг по эксплуатации. Не меньшее влияние оказывает и такое явление, как кумовство, очень распространенное в удаленных от центра городах.
Чаще всего ведущие игроки приглашаются в региональные торговые и бизнес-центры в качестве консультантов, в том числе для создания местных управляющих компаний. Но, как правило, либо до реализации дело не доходит, либо после окончания таких проектов региональная компания не развивается, быстро погибает без постоянной поддержки. Поэтому в настоящее время приходится говорить не о рынке FM-услуг в регионах, а, скорее, о единичных положительных и отрицательных примерах обслуживания БЦ и ТЦ. В целом этот рынок остается очень закрытым, субъекты РФ замыкаются на себе и больше ориентируются на in-house-управление, не доверяя аутсорсингу. Лишь в центральном округе спрос на услуги внешних FM-операторов, несмотря на кризис, неуклонно растет и продолжается эволюция собственников недвижимости. Это, например, проявляется в том, что все меньше остается владельцев объектов, доверивших все свои активы «в одни руки».
CRE Awards в настоящее время является, пожалуй, наиболее значительным и массовым российским конкурсом на рынке коммерческой недвижимости и, в частности, в области управления объектами. Номинация «Управляющая компания года» родилась не сразу в рамках премии, а сначала «вызрела» в профессиональном сообществе. В этом году ее отборочная анкета и методика были в очередной раз доработаны с учетом пожеланий практиков рынка. И мы очень надеемся, что и в российском масштабе профессиональное управление будет активнее развиваться, и в ближайшие годы и в федеральной части конкурса появится новая номинация - по эксплуатации объектов коммерческой недвижимости.