Одной из основных тенденций туристического и отельного бизнеса наших дней является возрастающая популяризация маленьких отелей. Туристы все чаще отдают предпочтение отдыху в небольших гостиницах высокого класса, в которых дизайн, внутреннее убранство номеров и концепция обслуживания являются оригинальными и единственными в своем роде. Такие отели получили название «Бутик-отели».
По мере того как гостиницы подобного формата привлекают все больше туристов, к ним возникает интерес и со стороны крупных отельных сетей.
Что такое бутик-отели
Бутик-отель – это небольшая гостиница, номерной фонд которой чаще всего не превышает 100 номеров. Персонал таких отелей стремится окружить своих постояльцев эксклюзивной роскошью и гарантирует обслуживание на высшем уровне. Чаще всего гостиницы «бутики» размещаются в небольших, хорошо отреставрированных старинных особняках. Стоит отметить, что историческая составляющая здания необязательна, но она обеспечивает маркетинговое преимущество и «антикварную» наценку.
В числе главной особенности бутик-отелей – индивидуальность во всех ее проявлениях: здесь и уникальный дизайн, и нестандартное позиционирование, и высококлассный сервис, и исключительный подход к каждому постояльцу.
Отличие от сетевых отелей
Понять, чем отличаются сетевые отели от «бутиков», вполне просто. В первых все выполнено по однотипным стандартам, где каждый номер похож на другой. Отельеры не стремятся добавить идентичности заведению, все выполнено по образцу сетевого оформления и обслуживания.
Что касается бутик-отелей, то здесь совсем иная ситуация. Такие гостиницы призваны создавать ощущения. Акцент делается на уют, обстановку, оформление. Отельеры стараются уловить все тонкости желаний постояльцев для создания особой атмосферы.
«Роскошные отели категории «5 звезд» существуют для того, чтобы удовлетворять клиента, бутик-отели класса люкс – чтобы удивлять и восхищать», – говорит Сергей Скорбенко, генеральный директор агентства DigitalWill, занимающегося развитием web-проектов в сфере гостиничного бизнеса.
По словам архитектора Эрика ван Эгераат, в настоящее время разница между крупными сетевыми отелями, с одной стороны, и бутик-отелями, с другой, заключается, прежде всего, в размере и степени индивидуальности. Так, например, операторы первой десятки мировых гостиничных сетей выбирают новые строения. «Бутики», в свою очередь, отдают предпочтения старым зданиям, и чем необычней их внешний вид или интересней история, тем лучше.
Что мешает конкурировать
Однако при всех очевидных плюсах бутик-отелей существуют и некоторые отрицательные моменты, которые не позволяют им конкурировать с различными брендами мировых отельных групп, таких как Carlson Rezidor, Marriott, Best Western, InterContinentalHotelsи пр.
К недостаткам «бутиков» в первую очередь относятся скудная система предоставляемых услуг и не всегда поддерживаемые мировые стандарты обслуживания.
Инфраструктура бутик-отелей обычно не очень развита. Гостиницы могут позволить себе небольшой ресторан с эксклюзивным меню и круглосуточным обслуживанием в номерах, иногда в стенах отеля может функционировать SPA-салон. Но в эпоху, когда люди привыкли получать желаемое «здесь и сейчас», такой спектр услуг может негативно сказаться на развитии бизнеса.
Также отдельное внимание стоит уделить местам общего пользования в бутик-отелях, вернее сказать, их минимальному количеству. Несмотря на то, что подобные гостиницы являются своеобразной зоной уединенного комфорта, наличие общественных зон очень важно для отеля, так как такие пространства являются местом встреч, ожидания и общения между людьми.
Что касается обеспечения стандартов качества гостиничного сервиса, куда входят не только работа персонала, но также определенные нормы окружающей среды: яркость света, метраж комнаты, наличие полотенец и т.д., - то и здесь бутик-отели проигрывают гостиничным гигантам. В погоне за «уникальностью» владельцы небольших заведений не всегда учитывают эти стандарты, что зачастую негативно сказывается на общем впечатлении об отеле. Хоть рынок и пресыщен стандартизированными отелями, нельзя забывать о высочайших нормах качества обслуживания, которые ожидает увидеть гость. В этом у известных отельных групп на данный момент нет конкурентов.
Какое будущее ждет гостиничный бизнес
Сейчас идею повторяющегося комфорта вытесняет представление о комфорте как уникальном, неповторимом опыте, организованном с учетом персональных вкусов.
Появление таких гостиничных ассоциаций как Morgan Hotels или Design Hotels – это новый шаг в развитии сферы отдыха и туризма. Эксклюзивные отели могут не присоединяться к известным отельным группам, но большинство крупных гостиничных операторов идут в этом направлении, поскольку на развитых рынках спрос на бутик-отели высок: W Hotels bу Starwood, Andaz Hotels bу Hyatt и т. д. А коллекция эксклюзивных отелей Mgallery, например, уже включает на данный момент около 50 объектов.
Арон Либисон, вице-президент по операционной деятельности и развитию сети IHG в России и странах СНГ, приводит такие показатели: «За 2013–2014 гг. Hotel Indigo (отели на 100–140 номеров в исторических местах) сети IHG увеличил размер номерного фонда в Европе на 26%. С учетом запланированных открытий в ближайшие пять лет их число удвоится – до 100 отелей».
Известно о разработке нового проекта сети бутик-отелей на севере Италии от инвестиционного фонда Hermes-Sojitz. Palazzo Gallo, один из отелей сети, в настоящее время находится на завершающей стадии. Проект сочетает в себе все черты гостиниц такого формата: и роскошную архитектуру дворца, и уникальное оформление интерьера, и удивительное прошлое. По сообщениям СМИ, объектом уже заинтересовался ряд известных отельеров.
«Крупные игроки приспосабливаются к ситуации. Думаю, то, что мы сегодня называем бутик-отелем, скоро станет общей концепцией для гостиничных сетей», – комментирует Эрик ван Эгераат.