Москва заняла второе место в рейтинге европейских отелей, набравших наибольшее количество положительных отзывов от туристов со всего мира. При этом за последние три года Москва продемонстрировала самый высокий рост числа позитивных отзывов. На первом месте в рейтинге – Прага, на третьем – Эдинбург. Самые низкие оценки получили отели Парижа, Милана и Лондона. Такие данные приводятся в совместном отчете сервиса по улучшению качества гостиничного обслуживания Revinate и компании Colliers International. В целом в 2015 г. почти две трети всех отзывов клиентов о гостиницах по всей Европе были положительными.
Компании проанализировали отзывы, оставленные постояльцами гостиниц по всей Европе, что позволило оценить как основные европейские страны, так и основные города с точки зрения восприятия гостиничного рынка этих направлений. Исследование основано на анализе 4,7 млн обзоров более чем 4 600 отелей Европы, размещенных на сайтах Tripadvisor.com, Booking.com, Expedia.com, Hotels.com и др.
Согласно данному исследованию, только 4 города улучшили свои показатели за последние 3 года – Москва, Амстердам, Брюссель и Эдинбург. При этом Москва за прошедшие три года показала наибольший прирост числа положительных отзывов – с 65% до 69%.
По общему рейтингу Москва уступает только Праге. Общий рейтинг складывается из нескольких составляющих, которые оценивали клиенты: чистота, местоположение, номера, сервис и стоимость. Если в 2013 г. общий рейтинг московских гостиниц составлял 4,06, то в 2015 г. – уже 4,23.
Исследование показывает, что самыми популярными направлениями в Европе для деловых поездок остаются Англия и Германия, в то время как туристическими лидерами стали Франция и Испания, которые также получили наибольшее число отзывов – 71% от всех обзоров.
Примечательным фактом стало то, что в ряде стран средний уровень удовлетворенности гостиницами сильно варьируется в зависимости от города и от восприятия страны в целом. Так, например, Франция как страна показывает самую низкую степень удовлетворенности туристов гостиницами (55% положительных отзывов), однако Париж как отдельный город демонстрирует уже 61% положительных рецензий. На уровне стран Испания опережает весь европейский рынок, получив 68% положительных отзывов.
Также было отмечено, что чем выше «звездность» отеля, тем позитивнее отзыв, количество положительных отзывов о пятизвездочных отелях составило 80% по сравнению с 70% четырехзвездочных.
Евгения Тучкова, заместитель директора департамента консалтинга Colliers International, отмечает: «Туристический поток Москвы растет с каждым годом. Увеличение доли иностранных туристов подогревается падением курса рубля и введением безвизового режима с некоторыми странами (Израиль, Южная Корея). В России продолжается переориентация с выездного туризма, который в 2015 г. показал сильнейшее снижение за 20 лет, на внутренний. На наш взгляд, продемонстрированная динамика отзывов о гостиницах Москвы отчасти определяется заниженными ожиданиями со стороны туристов, которые пока не знают, чего можно ждать от города и сервиса. В результате мы получаем гораздо более высокий положительный отзыв о проживании в столичных гостиницах, чем это могло бы быть в более привычных направлениях, как, например, Париж или Лондон, к которым предъявляются довольно высокие требования. Тем не менее, подобный рост положительных отзывов – это хороший знак для гостиничного рынка, особенно на фоне восстановления спроса и растущего туристического потока».
Николай Казанский, управляющий партнер Colliers International в России, добавляет: «Мы наблюдаем, что спрос на качественные гостиницы по всей стране увеличивается на фоне развития внутреннего туризма, а также падения цен номеров в валюте, что привлекло дополнительный поток иностранных туристов. В 2015 г. в России открылся 21 отель под брендом международных операторов с номерным фондом около 3300 номеров, а в 2016 г. к открытию заявлено еще около 30 гостиниц. По итогам пяти месяцев 2016 г. все сегменты гостиниц, от люксовых отелей до гостиниц среднего ценового сегмента, продемонстрировали рост заполняемости по сравнению с прошлым годом. Например, в люксовом сегменте заполняемость выросла с 56,7% в январе-мае 2015 г. до 63,1% за аналогичный период этого года. В верхних ценовых сегментах (upper upscale и upscale) заполняемость также показала рост на уровне 3-4%».