Франчайзинг – нюансы, сложности, преимущества

Алексей Гисак, сооснователь сети лапшичных «Воккер»

9730

Алексей Гисак, сооснователь сети лапшичных «Воккер»

Делая собственный бизнес и получив первый успешный проект, многие задумываются о тиражировании успеха с помощью франчайзинга. Но не стоит спешить, задумайтесь о том, что, кроме товарного знака, вы можете предложить потенциальным партнерам.

На мой взгляд, франчайзи платит за сэкономленное время, деньги и несовершенные потенциальные ошибки, на которых вы уже набили шишки. Обычно мы не рекомендуем продавать франшизу людям, у которых только 1 кафе. Для выявления системности и понимания модели необходимо иметь хотя бы 3 заведения. Ведь партнер готовится приобрести успешную отлаженную систему. Он хочет заплатить за защищенную и менее рисковую модель входа. И главный вопрос в том, владеете ли вы сами этой системой? Если вы исчезнете на неделю без связи, не рухнет ли все как карточный домик? Будет ли учет понятным и прозрачным, а стандарты работы так же соблюдаться и в ваше отсутствие? Чтобы понять суть франшизы, надо допустить, что все ваши точки ничем не отличаются от франшизных. И на вопрос, а сколько человек мне нужно, чтобы франшиза работала, я отвечаю - столько же, чтобы работали ваши точки. Если у вас бардак в 2-х заведениях, то в случае франчайзи масштабы этого бардака вырастут в разы.  

Кончено, преимуществом масштабирования по франчайзингу является скорость масштабирования и затраты на него - вы достаточно быстро можете нарастить собственную сеть за счет партнеров. Однако важно понимать, что это не совсем собственная сеть и вы в определенной мере зависимы от франчайзи - если плохого сотрудника можно уволить, то с партнером так просто не расстанешься. Ошибка в выборе человека может стоить вам очень дорого. Партнер может переоценить перспективы собственного региона, обладать недостаточным операционным опытом и уверенностью, что за него все сделают.

Например, сейчас мы выбираем партнеров, имеющих профессиональный опыт в сфере торговли, питания или услуг. Наш бизнес абсолютно человекозависим и человекоориентирован, поэтому партнер, который не знает, как организовать команду и операционно работать с ней изо дня в день, вряд ли добьется успеха в этом деле. Но кроме профессиональных качеств, очень важно обращать внимание на человеческие, важно понять, насколько мы можем найти общий язык. Потому что даже самое легкое общение в начале становится со временем чуть более сложным, поскольку пересечений и ситуаций становится больше. И человек, с которым нам изначально сложно, не станет нашим партнером, не смотря на весь его профессионализм и опыт.  

Вообще стратегия развития франшизы должна идти параллельно стратегии развития продукта и в целом отвечать рыночным реалиям. На мой взгляд, рынок фаст-фуда в России только начинает развиваться, и его ждет дальнейший рост, тем более, что это исключительно функциональная категория, которая не проседает в кризис.

К запуску франшизы мы готовились очень долго и серьезно. Первые запросы поступали нам еще в 2009 г., а продавать ее мы начали только с конца 2013 г. Мы переналаживали собственные процессы, которые стали заточены на франшизу, отрабатывали цепочки поставок собственного продукта, которые позволяли контролировать результат партнеров. Конечно, вокруг очень много консультантов, которые предлагают разработать для компаний франшизный пакет. Но я не уверен, что кто-то может описать для вас ваш бизнес лучше и точнее, чем вы сами. Во время подготовки пакета к вам приходит еще больше понимания, вы видите свои слабые места, можете их усовершенствовать или устранить. Ведь франшиза - это полный клон вашего бизнеса. Если что-то не работает у вас, это же самое не будет работать и у ваших партнеров. И не важно, как много вы написали во франшизном пакете и какой он толщины - самое важное, насколько то, что в нем описано – действительно работает.

 



Материалы по теме

Экспертный анализ

Франчайзинг: как это работает?

Галина Малиборская, директор отдела агентских услуг департамента торговой недвижимости Colliers International

До недавнего времени рынок торговой недвижимости был одним из наиболее активно развивающихся, причем не только в столичных городах, но и по все России. Девелоперы, стремясь за растущими потребностями покупателей, возводили торговые объекты, торговые операторы интенсивно развивали свои сети. Наиболее активные ритейлеры, осуществляя масштабную экспансию, прибегали к схеме франчайзинга. Именно о ней и пойдет речь.

20.10

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: IBC Global
Назначения

IBC Global открывает направление Light Industrial

Его развитием займется Юлиана Хронюк, эксперт в сегменте индустриальной недвижимости. Новый департамент - ответ на растущий спрос со стороны бизнеса на малые форматы качественной складской недвижимости в крупных региональных городах России.
13.01
Источник: Пресс-служба Эмина Агаларова
Игроки рынка

Агаларов подружился с китайцами

Эмин Агаларов совместно с китайскими партнерами основал компанию Dream Marketing Solutions.
 
13.01
Источник: MR Group
Экспертный анализ

Театральный роман: зачем игроки рынка недвижимости тратят миллионы на культуру

Сложности с поездками в другие страны и многократно подорожавшие путешествия по России вернули не просто массовый, но всенародный интерес к театрам, концертам, музеям, выставкам, фестивалям и пр. Такого ажиотажного спроса с продажами билетов за три-шесть месяцев вперёд не было более тридцати лет; купить же билеты с декабря по середину января в Москве и Петербурге «хоть куда-нибудь» оказалось практически невозможно. В театры, музеи и концертные залы пришла аудитория, которая не ходила никогда и, если бы не пандемия, а затем события 2022 года – вряд ли дошла, а партнёрско-спонсорский интерес к культурным событиям и проектам разной степени размаха у игроков рынка коммерческой и жилой недвижимости уже назван беспрецедентным. Бюджеты «на культуру» закладывают теперь практически все, включая небольшие бизнесы.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.01
Источник: CRE
Сделка

ГК «Эфко» купила БЦ «Аркус IV»

Производитель масла планирует разместить здесь свою штаб-квартиру. Сумму сделки по покупке бизнес-центра площадью 25 тыс. кв. м эксперты оценивают в 10-11 млрд рублей.
15.01
Источник: CRE
Аукцион

БЦ «Максима плаза» обрел нового владельца

По итогам торгов бизнес-центр площадью 8,9 тыс. кв. м достался структуре ООО «Константа» за 445,6 млн рублей.
13.01
Источник: Stone
Переговоры

Wildberries может арендовать офисное здание в Stone Towers

Маркетплейс договаривается об аренде корпуса на 14 тыс. кв. м, принадлежащего компании «Новосталь-М».
13.01
Источник: Дмитровский логистический парк
Переговоры

На склад Ghelamco нашелся еще один претендент

Переговоры о покупке Дмитровского логистического парка площадью 243 тыс. кв. м ведет УК «Альфа-капитал». Рыночная стоимость актива оценивалась в сумму 16-19 млрд рублей.
14.01

подпишись НА эксклюзивные новости cre