Алексей Гисак, сооснователь сети лапшичных «Воккер»
Делая собственный бизнес и получив первый успешный проект, многие задумываются о тиражировании успеха с помощью франчайзинга. Но не стоит спешить, задумайтесь о том, что, кроме товарного знака, вы можете предложить потенциальным партнерам.
На мой взгляд, франчайзи платит за сэкономленное время, деньги и несовершенные потенциальные ошибки, на которых вы уже набили шишки. Обычно мы не рекомендуем продавать франшизу людям, у которых только 1 кафе. Для выявления системности и понимания модели необходимо иметь хотя бы 3 заведения. Ведь партнер готовится приобрести успешную отлаженную систему. Он хочет заплатить за защищенную и менее рисковую модель входа. И главный вопрос в том, владеете ли вы сами этой системой? Если вы исчезнете на неделю без связи, не рухнет ли все как карточный домик? Будет ли учет понятным и прозрачным, а стандарты работы так же соблюдаться и в ваше отсутствие? Чтобы понять суть франшизы, надо допустить, что все ваши точки ничем не отличаются от франшизных. И на вопрос, а сколько человек мне нужно, чтобы франшиза работала, я отвечаю - столько же, чтобы работали ваши точки. Если у вас бардак в 2-х заведениях, то в случае франчайзи масштабы этого бардака вырастут в разы.
Кончено, преимуществом масштабирования по франчайзингу является скорость масштабирования и затраты на него - вы достаточно быстро можете нарастить собственную сеть за счет партнеров. Однако важно понимать, что это не совсем собственная сеть и вы в определенной мере зависимы от франчайзи - если плохого сотрудника можно уволить, то с партнером так просто не расстанешься. Ошибка в выборе человека может стоить вам очень дорого. Партнер может переоценить перспективы собственного региона, обладать недостаточным операционным опытом и уверенностью, что за него все сделают.
Например, сейчас мы выбираем партнеров, имеющих профессиональный опыт в сфере торговли, питания или услуг. Наш бизнес абсолютно человекозависим и человекоориентирован, поэтому партнер, который не знает, как организовать команду и операционно работать с ней изо дня в день, вряд ли добьется успеха в этом деле. Но кроме профессиональных качеств, очень важно обращать внимание на человеческие, важно понять, насколько мы можем найти общий язык. Потому что даже самое легкое общение в начале становится со временем чуть более сложным, поскольку пересечений и ситуаций становится больше. И человек, с которым нам изначально сложно, не станет нашим партнером, не смотря на весь его профессионализм и опыт.
Вообще стратегия развития франшизы должна идти параллельно стратегии развития продукта и в целом отвечать рыночным реалиям. На мой взгляд, рынок фаст-фуда в России только начинает развиваться, и его ждет дальнейший рост, тем более, что это исключительно функциональная категория, которая не проседает в кризис.
К запуску франшизы мы готовились очень долго и серьезно. Первые запросы поступали нам еще в 2009 г., а продавать ее мы начали только с конца 2013 г. Мы переналаживали собственные процессы, которые стали заточены на франшизу, отрабатывали цепочки поставок собственного продукта, которые позволяли контролировать результат партнеров. Конечно, вокруг очень много консультантов, которые предлагают разработать для компаний франшизный пакет. Но я не уверен, что кто-то может описать для вас ваш бизнес лучше и точнее, чем вы сами. Во время подготовки пакета к вам приходит еще больше понимания, вы видите свои слабые места, можете их усовершенствовать или устранить. Ведь франшиза - это полный клон вашего бизнеса. Если что-то не работает у вас, это же самое не будет работать и у ваших партнеров. И не важно, как много вы написали во франшизном пакете и какой он толщины - самое важное, насколько то, что в нем описано – действительно работает.