Франчайзинг – нюансы, сложности, преимущества

Алексей Гисак, сооснователь сети лапшичных «Воккер»

9750

Алексей Гисак, сооснователь сети лапшичных «Воккер»

Делая собственный бизнес и получив первый успешный проект, многие задумываются о тиражировании успеха с помощью франчайзинга. Но не стоит спешить, задумайтесь о том, что, кроме товарного знака, вы можете предложить потенциальным партнерам.

На мой взгляд, франчайзи платит за сэкономленное время, деньги и несовершенные потенциальные ошибки, на которых вы уже набили шишки. Обычно мы не рекомендуем продавать франшизу людям, у которых только 1 кафе. Для выявления системности и понимания модели необходимо иметь хотя бы 3 заведения. Ведь партнер готовится приобрести успешную отлаженную систему. Он хочет заплатить за защищенную и менее рисковую модель входа. И главный вопрос в том, владеете ли вы сами этой системой? Если вы исчезнете на неделю без связи, не рухнет ли все как карточный домик? Будет ли учет понятным и прозрачным, а стандарты работы так же соблюдаться и в ваше отсутствие? Чтобы понять суть франшизы, надо допустить, что все ваши точки ничем не отличаются от франшизных. И на вопрос, а сколько человек мне нужно, чтобы франшиза работала, я отвечаю - столько же, чтобы работали ваши точки. Если у вас бардак в 2-х заведениях, то в случае франчайзи масштабы этого бардака вырастут в разы.  

Кончено, преимуществом масштабирования по франчайзингу является скорость масштабирования и затраты на него - вы достаточно быстро можете нарастить собственную сеть за счет партнеров. Однако важно понимать, что это не совсем собственная сеть и вы в определенной мере зависимы от франчайзи - если плохого сотрудника можно уволить, то с партнером так просто не расстанешься. Ошибка в выборе человека может стоить вам очень дорого. Партнер может переоценить перспективы собственного региона, обладать недостаточным операционным опытом и уверенностью, что за него все сделают.

Например, сейчас мы выбираем партнеров, имеющих профессиональный опыт в сфере торговли, питания или услуг. Наш бизнес абсолютно человекозависим и человекоориентирован, поэтому партнер, который не знает, как организовать команду и операционно работать с ней изо дня в день, вряд ли добьется успеха в этом деле. Но кроме профессиональных качеств, очень важно обращать внимание на человеческие, важно понять, насколько мы можем найти общий язык. Потому что даже самое легкое общение в начале становится со временем чуть более сложным, поскольку пересечений и ситуаций становится больше. И человек, с которым нам изначально сложно, не станет нашим партнером, не смотря на весь его профессионализм и опыт.  

Вообще стратегия развития франшизы должна идти параллельно стратегии развития продукта и в целом отвечать рыночным реалиям. На мой взгляд, рынок фаст-фуда в России только начинает развиваться, и его ждет дальнейший рост, тем более, что это исключительно функциональная категория, которая не проседает в кризис.

К запуску франшизы мы готовились очень долго и серьезно. Первые запросы поступали нам еще в 2009 г., а продавать ее мы начали только с конца 2013 г. Мы переналаживали собственные процессы, которые стали заточены на франшизу, отрабатывали цепочки поставок собственного продукта, которые позволяли контролировать результат партнеров. Конечно, вокруг очень много консультантов, которые предлагают разработать для компаний франшизный пакет. Но я не уверен, что кто-то может описать для вас ваш бизнес лучше и точнее, чем вы сами. Во время подготовки пакета к вам приходит еще больше понимания, вы видите свои слабые места, можете их усовершенствовать или устранить. Ведь франшиза - это полный клон вашего бизнеса. Если что-то не работает у вас, это же самое не будет работать и у ваших партнеров. И не важно, как много вы написали во франшизном пакете и какой он толщины - самое важное, насколько то, что в нем описано – действительно работает.

 



Материалы по теме

Экспертный анализ

Франчайзинг: как это работает?

Галина Малиборская, директор отдела агентских услуг департамента торговой недвижимости Colliers International

До недавнего времени рынок торговой недвижимости был одним из наиболее активно развивающихся, причем не только в столичных городах, но и по все России. Девелоперы, стремясь за растущими потребностями покупателей, возводили торговые объекты, торговые операторы интенсивно развивали свои сети. Наиболее активные ритейлеры, осуществляя масштабную экспансию, прибегали к схеме франчайзинга. Именно о ней и пойдет речь.

20.10

журнал CRE 2(447)

Март
Пакуют все: какие новые продукты выйдут на рынок коллективных инвестиций? Накопленные физическими лицами деньги в условиях высокой ключевой ставки нужны всем, однако к коммерческой недвижимости потенциальные непрофильные интересанты по-прежнему относятся с осторожностью. Доходность депозитов в России всё ещё высока, конкуренция между управляющими ЗПИФ компаниями – всё жёстче, а портфели для коллективных инвесторов постоянно пополняются новыми линейками и классами активов: light industrial...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (24 февраля - 2 марта)

Новые отели Cosmos и Azimut, сделка в Nordway, новости компаний Zeppelin, ПИК, «Галс-Девелопмент», планы по развитию «Хочу Пури» и «Термолэнд», а также новый материал из журнала CRE - в нашей традиционной подборке за неделю. 
02.03
Источник: CRE
Переговоры

Активы KR Properties вернутся к Клячину

Бизнесмен договорился о выкупе у государства своих бывших активов на сумму свыше 50 млрд рублей.
05.03
Источник: CRE
Экспертный анализ

Шапка горит: как торговые центры борются с ворами

О том, что в российских торговых центрах  участились случаи краж как у арендаторов, так и у посетителей – на эскалаторах, фудкортах, в общих и развлекательных зонах, игроки (хотя и шёпотом) говорят ещё с лета 2024-го. Тенденция в части объектов не только сохраняется, но усиливается, а наиболее значимым фактором роста «воровских показателей» называется снижение реальных доходов населения, особенно в регионах, кадровый голод и минимальные бюджеты на охрану.

Текст: Иван Майоров. Журнал CRE Retail
28.02
Источник: cre
Игроки рынка

«Лемана ПРО» развивает технологии

«Лемана ПРО» запустила собственную платформу для взаимодействия с клиентами WeCare.

04.03
Источник: Asterus
Сделка

«Ростех» стал собственником «Ростех-сити»

Госкорпорация выкупила деловой квартал площадью около 264 тыс. кв. м, построенный компанией Vi Holding в Тушине. Сумма сделки могла составить свыше 100 млрд рублей.
03.03
Источник: Capital Alliance
Проект

У МЦК «Зорге» появится Avium

Бизнес-центр от Capital Alliance в Хорошево-Мневниках получил название Avium.
 
28.02
Источник: Parametr
Проект

Parametr стартовал с Балашихой

Parametr начал строить промпарк в Балашихе.
 
 
28.02

подпишись НА эксклюзивные новости cre